Бараку Обаме и Дмитрию Медведеву предлагают озаботиться проблемой создания корпоративного государства.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В ближайший четверг в Москве будет презентован проект создания нового профессионального объединения. Его главным отличием от ФНПР Михаила Шмакова станет участие в профсоюзах владельцев предприятий. Первой планируется трансформировать в новом духе прессу – с полного согласия и поддержки Союза журналистов России (СЖР). Затем придет очередь производственных предприятий. Задумка, по данным «НГ», получила поддержку на самом высоком уровне. Михаил Шмаков, получивший приглашение на презентацию проекта, пока отмалчивается.
Детали плана по созданию в России некоего подобия гигантского профобъединения, существовавшего в предвоенной Германии, представит журналистам председатель первичной профсоюзной организации Радио «Свобода» Карен Агамиров. В беседе с корреспондентом «НГ» он рассказал, что некоторое время назад написал письма Дмитрию Медведеву и Бараку Обаме, предложив им поддержать проект как ярко выраженную антикризисную меру.
В условиях кризиса, отмечается в документе, «вызванного несправедливым распределением ресурсов и подорвавшего доверие людей, работодатель заинтересован лишь в прибыли и удержании работников в «подвешенном» состоянии». Автор воззвания предлагает разрешить это противоречие следующим образом: обязать собственника «вступить в объединенный профcоюз работодателей и работников по образцу Германского трудового фронта и профcоюзных cтруктур США времен Великой депреccии на паритетных началах, учаcтвовать в деятельноcти профcоюзной организации и отчислять в объединенный профсоюз членские профcоюзные взноcы».
Придумано название будущей организации – Трудовой союз работодателей и работников. Финансы объединения, пишет Агамиров Медведеву и Обаме, «будут поставлены под государственный, в том числе Ваш личный контроль». Германский трудовой фронт, напоминает автор обращения к двум президентам, «добился значительного увеличения заработной платы, социальных гарантий, ликвидации безработицы, возрождения промышленности...»
Президентам напомнили хорошо забытое прошлое, предложив извлечь уроки из немецкой и американской истории 30-х годов прошлого века: «Германский трудовой фронт за короткое время объединил работодателей и работников, добился значительного увеличения заработной платы, cоциальных гарантий, ликвидации безработицы, возрождения промышленности и как cледcтвие – гармонизации (на тот момент) отношений в производственных коллективах и общеcтве в целом». В ответ, подчеркивается в письме, «работники отказались от забаcтовок, в которых в уcловиях cоциальной cтабильноcти никакой надобноcти и не cущеcтвует».
Проект получил поддержку в Кремле. Как сообщил «НГ» Агамиров, «один из ответственных сотрудников администрации президента, хорошо понимающий ситуацию, позитивно воспринял эту идею, предложив продумать, как на практике осуществить механизм привлечения работодателей к членству в профсоюзной организации. Чтобы это было нормальное социальное и корпоративное государство, где не профсоюз должен просить у работодателей, чтобы с ним заключили коллективный договор, а все должны быть в одном профсоюзе. И будет тогда равномерная ответственность, намного улучшится материальное положение работников». Агамиров предлагает: «главы крупных корпораций, например, таких, как Газпром, должны отчислять процент от своей зарплаты в качестве профсоюзного взноса».
Союз журналистов России считает вполне возможным и необходимым образование таких ячеек в СМИ, в частности, в регионах и на федеральных телеканалах, где положение, признают собеседники «НГ», особенно тяжелое в смысле ненадежности положения работников. Напомним: в момент образования Германского трудового фронта все обычные профсоюзы были ликвидированы. «У нас этого делать нельзя. Структура отлаженная и собственность большая, надо просто реформировать ФНПР. Деятельность профсоюзов недостаточно эффективна. Люди в должной мере не ощущают заботу о них со стороны действующих профсоюзов».
В беседе с корреспондентом «НГ» секретарь Федерации независимых профсоюзов Александр Шершуков весьма скептически отозвался о проекте: «Идея мне кажется странной. Есть традиционная форма профсоюзов, когда в свою организацию входят наемные работники. А собственники и работодатели – это группа, обладающая другими профессиональными интересами, в том числе экономическими. В этом смысле «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». И отсылка к Германии тоже выглядит странно. Потому что у нас не Германия. У них была структура, реализующая экономические и политические интересы режима. Но мы живем в другой стране».
Первый опыт создания профсоюза нового типа планируется осуществить в журналистском сообществе. Владельцам газет, вступившим «в ряды», предложат поделиться с сотрудниками доходами от рекламы. Для этого потребуется, как сказано в пресс-релизе СЖР, «инициировать перед законодателем внесение поправок и дополнений в законодательство о СМИ... Следует предусмотреть обязательное отчисление из доходов от рекламной деятельности на реализацию конкретных проектов, обеспечивающих уровень жизни и профессиональной деятельности работников СМИ, соответствующий их особой роли в обществе и государстве».
Думается, однако, что в журналистском сообществе существуют другие, более важные проблемы, которые никак не охвачены авторами проекта. Секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов рассказал «НГ» о главных: «На первом месте – уверенность власти во вседозволенности, в том числе цензура. Цензура – это для нее мелочь, рутина. Ведь журналистов и правозащитников убивают не просто так – это знаки, которые показывают обществу. Это с одной стороны – кулак, с другой – фига. Власть создала обстановку безнаказанности и вседозволенности своими действиями. Вторая проблема – трусость большинства владельцев СМИ и рекламодателей. Последние не желают поддерживать оппозиционные, независимые издания. Потому что их вызовут спецслужбы и спросят – почему они дают туда рекламу? А нет рекламодателя – нет денег. А за счет чего жить-то независимой прессе? Тогда надо делать сайт в интернете на последние копейки... Третье важное обстоятельство – инертность аудитории. А также экономический кризис.
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко видит в проекте много подводных камней: «Пока не будет дано указание сверху, предприниматели ничего делать не будут. Для реализации этой идеи необходимо нормальное гражданское общество, необходима среда, какая-то сеть, которая бы все это поддерживала. Наши большие профсоюзы наверняка ее не поддержат. А крупные олигархи это подержат? К примеру, Прохоров, Дерипаска? Я сомневаюсь». Для того чтобы идея стала общественным феноменом, а не указанием сверху, замечает эксперт, само общество должно быть другим.