На прошлой неделе экс-премьер Михаил Касьянов в британской газете Financial Times заявил о том, что в июле 2003 года тогдашний президент России Владимир Путин якобы сказал ему, что Михаил Ходорковский решил финансировать КПРФ без его согласия. Из-за чего, мол, руководство ЮКОСа и преследуют.
Financial Times из этого заявления сделала вывод, что "дело ЮКОСа" является политическим и бывшее руководство компании преследуется именно поэтому. И показания Михаила Касьянова пригодятся в Европейском суде в Страсбурге, куда обратился Михаил Ходорковский, утверждающий, что его арест был политически мотивированным.
Особого резонанса публикация в Financial Times не вызвала - спустя пару дней о ней благополучно забыли. Руководство компартии, по традиции несколько припоздав, выступило с комментариями на тему того, что ЮКОС КПРФ не финансировал. К слову, в 2003 году и представителя нефтяной компании утверждали, что к финансированию компартии ЮКОС не имеет никакого отношения.
"В принципе ЮКОС как компания и не может финансировать КПРФ, даже теоретически. Просто потому, что ЮКОС имеет ряд акционеров, в том числе и иностранных, которые ни при каких условиях не смогли бы согласиться на сотрудничество с коммунистами. Что касается активности отдельных акционеров в частном порядке, а не компании в целом, у Михаила Ходорковского взгляды сугубо праволиберальные. Невзлин, судя по сообщениям СМИ, занимается с "Яблоком", а поскольку это один из главных конкурентов КПРФ в избирательной гонке, то маловероятно, что были бы возможны подобные отношения с КПРФ", - заявил в июле 2003 года в интервью "Новой газете" тогдашний руководитель информационного центра КПРФ Илья Пономарев.
К ЮКОСу г-н Пономарев (ныне депутат Госдумы от "Справедливой России") имел самое непосредственное отношение. До прихода в информцентр компартии он руководил дочерней структурой ЮКОСа - компанией "Сибинтек".
Понятно, что в "раскрутке" шумихи вокруг "политической подоплеки дела ЮКОСа" в данный момент наиболее заинтересован ее инициатор - Михаил Касьянов. Как политический деятель экс-премьер себя ничем не проявил. Все его прогнозы относительно как политической, так и экономической ситуации России не оправдываются с завидным постоянством.
Например, г-н Касьянов предрекал, что весной этого в России будет социальный взрыв. Дескать, в условиях растущей безработицы и больших проблем в финансовой сфере подобного рода потрясения неизбежны...
Даже мировой кризис не воплотил в реальность другое, ставшее уже легендарным, высказывание Михаила Касьянова о "справедливой цене" в 20-25 долларов за баррель нефти. И это несмотря на его же нынешние слова о катастрофичных последствиях кризиса для России.
Впрочем, "социальные взрывы" экс-премьер предрекает с завидной регулярностью. По его прогнозам, сделанным в начале 2006-го, выходило, что в начале 2008-го в России произойдет революция. Что Михаил Михайлович подразумевал под "революцией" - народный бунт или избрание себя на пост президента - так и осталось невыясненным. Поскольку "революции" не случилось ни в том, ни в другом смысле.
Вот и получилось так, что "дело ЮКОСа" - последняя соломинка Михаила Касьянова. В политическом смысле, разумеется. Большего экс-премьеру за все время оппонирования власти добиться так и не удалось.