Гибель Натальи Эстемировой вызвала широкий резонанс как в России, так и за рубежом.
Фото Reuters
Эксперты Совета ООН по правам человека (СПЧ) крайне озабочены ситуацией с правами личности на Северном Кавказе. В связи с недавним убийством сотрудницы чеченского отделения правозащитного центра «Мемориал» Натальи Эстемировой представители СПЧ направили в адрес руководства РФ письмо, в котором предлагают свою помощь в расследовании целой серии убийств правозащитников в России. МИД РФ на это ответил категорическим отказом.
В специальном заявлении внешнеполитического ведомства отмечается, что предлагаемое независимое расследование экспертов «противоречит российскому законодательству». В то же время МИД заявляет, что Россия готова принять помощь от экспертов ООН, если у них есть информация, которая может поспособствовать расследованию фактов, связанных с нарушением прав личности в РФ.
Между тем, если членов экспертного правозащитного сообщества ООН априори законно ограничивают в деятельности на территории России, то, естественно, у них вряд ли будет достаточно объективной информации в отношении прав человека в нашей стране. Российские власти и раньше с настороженностью относились к деятельности правозащитных организаций. Однако нынешний случай – особый. Сотрудники «Мемориала», в том числе и Наталья Эстемирова, а также ряда других правозащитных организаций, отслеживающие ситуацию в горячих точках Северного Кавказа, в последнее время отмечали значительный рост насилия, похищения, убийств и так называемых внесудебных казней мирных граждан. Эстемирова и руководство «Мемориала» не исключали, что к таким фактам причастны местные силовые структуры и власти. Вызывает вопросы и тот факт, что и после убийства правозащитницы из Чечни и Ингушетии продолжает поступать информация о новых похищениях и убийствах, а «Мемориал», видимо, опасаясь еще одной трагедии, сворачивает на территории Чечни свою деятельность.
При этом сайт «Мемориала» «Кавказский узел» утверждает, что «уже за последние два-три дня на территории Чечни и Ингушетии были похищены и незаконно задержаны не менее шести-семи человек». В частности, со ссылкой на лидера ингушской оппозиции Магомеда Хазбиева сообщается о странном похищении неделю назад и последующем убийстве Батыра Албакова, которого в МВД Ингушетии называют боевиком.
Магомед Хазбиев представил версию родственников убитого: «К дому Албаковых приехали две машины с номерными знаками Чеченской Республики. Силовики представились сотрудниками РОВД Назрани, после забрали Албакова для дачи показаний. Матери, которая захотела поехать с ними, вежливо предложили дождаться машины, которую за ней пообещали прислать. Никто не приехал. Во вторник Албакова убили в Аршты, где проводится спецоперация». Руководитель правозащитной организации «Машр» Магомед Муцольгов добавляет, что в убийстве Батыра Албакова много странностей: на теле есть ножевые ранения, одна рука наполовину отрезана, видны многочисленные синяки. Муцольгов называет маловероятным, что Албаков погиб в бою: «Хотя два пулевых ранения у него есть, от этого никуда не уйдешь. Но мы понимаем, что в бою ножами никто не кидался и топорами никто не махался».
Специальный докладчик Комитета против пыток ООН Манфред Новак, который является одним из авторов письма российскому руководству, свое желание попасть на Северный Кавказ, в первую очередь туда, где работала Эстемирова, объясняет необъективностью расследований убийств правозащитников, журналистов и местных жителей. По его мнению, «виновные в убийстве правозащитников и журналистов не были привлечены к ответственности. Поэтому, я думаю, подействует только международное вмешательство». Но, судя по всему, международного вмешательства Россия не допустит.
Остается надеяться, что наши правоохранительные органы проведут объективные расследования и накажут виновных. Хотя настораживает то, что многочисленные похищения и внесудебные казни населения в Чечне и Ингушетии уже вошли в систему. Этим озабочены не только эксперты СПЧ, но и сотрудники других правозащитных организаций мира. В частности, группа лауреатов Нобелевской премии мира, в том числе иранская правозащитница Ширин Эбади и борец с апартеидом архиепископ Десмонд Туту, опубликовали в газете Guardian письмо, в котором говорится: «Мы призываем российское правительство предать правосудию как тех, кто убил Наташу Эстемирову, так и тех, кто заказал ее убийство». Письмо подписали более 100 общественных деятелей, в том числе Елена Боннэр, Владимир Буковский, Сергей Ковалев, Ванесса Редгрейв, Марина Литвиненко, Збигнев Бжезинский и Вацлав Гавел.
Вчера группа российских правозащитников обратилась к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой способствовать созданию специальной группы СКП РФ для расследования убийства Натальи Эстемировой. Как считают авторы письма, «проведение объективного расследования убийства Эстемировой местными правоохранительными органами невозможно, поскольку именно они зачастую фигурировали в материалах Эстемировой». Документ подписали в том числе председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, лидер движения «За права человека» Лев Пономарев, глава Фонда защиты гласности Алексей Симонов.