0
1554
Газета Политика Интернет-версия

23.07.2009 00:00:00

Защита Касьянова

Тэги: касьянов, юкос, ходорковский


Оппозиционный политик Михаил Касьянов решил заступиться перед Европой за экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского, обвинив экс-президента Владимира Путина. По версии Касьянова, изложенной в письменных показаниях Европейскому суду по правам человека, Путин посадил Ходорковского за то, что тот финансировал политическую оппозицию, а именно – КПРФ. Эксперты «НГ» усматривают в этом скорее желание Касьянова напомнить о себе, чем реальную попытку помочь руководителям ЮКОСа.
Бывший российский премьер (2000–2004), а ныне радикальный оппозиционер Михаил Касьянов считает, что Владимир Путин, будучи российским президентом в 2001–2009 годах, окончательно лишил граждан страны всех свобод. А это значит, отметил он в интервью «НГ», все «морально-этические ограничения, которые существовали для меня до нынешнего момента, теперь сняты». «Поэтому я буду рассказывать правду о ЮКОСе и о других вещах», – сказал Касьянов. Например, по его словам, осенью выйдет книга, где тоже будет многое сказано и о ЮКОСе, и о других событиях, случившихся во время правления Путина. Но начал Касьянов рассказывать правду именно с письменных показаний для Европейского суда по правам человека, который сейчас готовится к рассмотрению правомерности так называемого первого дела ЮКОСа.
«Касьянов дал показания по всем эпизодам первого дела Ходорковского, – пояснила «НГ» помощник Касьянова Елена Дикун. – Не будем забывать, что он был вторым человекам в государстве. Во всем мире все бывшие премьеры и президенты называются так – без приставки «экс», к ним относятся как к очень уважаемым людям. Я думаю, что Европейский суд примет его показания и их учтет». При этом она не стала скрывать, что «давая показания, Михаил Михайлович понимает, что реакция на его поступок может быть самая жесткая».
Именно о последствиях «разоблачений Касьянова» «НГ» и поинтересовалась у ряда экспертов. Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что «это исключительно самозащита Касьянова». По его словам, ничего нового экс-премьер ни в своих показаниях, ни в интервью британской газете The Financial Times не сказал. «И никаких последствий для ЮКОСа от них не последует, всем понятно, что судьба Михаила Ходорковского и Платона Лебедева может измениться лишь после смены режима», – уверен он. Тем не менее одно важное последствие Малашенко видит: «Своими заявлениями Касьянов поставил перед сложным выбором именно нынешнего президента, которому теперь каким-то образом надо на это реагировать». Эксперт напомнил, что часть «либеральной тусовки» всячески рассчитывает на Медведева как на альтернативу Путину. И для них будет, конечно, неприятно, если тот защитит предшественника. А именно так и будет, уверен Малашенко, причем даже в том случае, если Медведев отмолчится. «Молчание здесь можно будет однозначно истолковать как согласие с прежними решениями по ЮКОСу», – полагает эксперт.
Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский отметил: «Касьянов, к сожалению, слабый политик. И трудно понять логику непрофессионала, чего он хочет добиться этим». По мнению эксперта, ситуация должна была бы выглядеть по-другому. «Это Касьянов должен был тогда встревоженно сообщить Путину, что имеет место такая неприятная вещь – крупная российская корпорация стремится стать спонсором всех оппозиционных фракций». Павловский напомнил, что надо не забывать об объеме и принципах финансирования ЮКОСом оппозиционных партий. «Речь же идет не просто о взносе в избирательную кампанию, а об обмене денег на места в списке. Это не просто спонсирование. Это другая вещь. На Западе это исключено». По словам эксперта, «Касьянов делает вид, что ему неизвестно это обстоятельство, а Путин делает вид, что ему неизвестно, что Касьянову это известно».
Профессор Европейского университета (Копенгаген), доктор юридических наук Юрий Дмитриев объяснил «НГ» – в Страсбурге рассматриваются иски потерпевшего лица против государств: «Должен оспариваться юридический акт в отношении кого-то, а не высказывания кого-то против чего-то или кого-то, – говорит специалист. – И Касьянов против Путина не может спорить в Страсбургском суде. Этот суд рассматривает споры по правам человека против государства. В данном случае что бы ни говорил Путин, он пока еще не государство». По словам эксперта по международному праву, объект для судебного разбирательства возникает при наличии соответствующего нормативно-правового акта. «Любое распоряжение, даже если оно внутреннее, не говоря уже о документе, подписанным главой государства, если таковое есть в руках адвокатов, они могут предоставлять в качестве доказательств. А показания Касьянова суд прочитает и пожмет плечами», – утверждает Дмитриев.
С экспертом согласен и руководитель пресс-центра группы адвокатов Михаила Ходорковского Максим Дбар: «В Европейском суде есть достаточно жесткие требования к сторонам, которые участвуют в процессе о некомментировании, неразглашении информации». Дбар свидетельствует: им стало известно об интервью Касьянова из публикаций СМИ, однако он не считает, что это как-то повредит судебным разбирательствам по делу Ходорковского в Москве. «По крайней мере Михаил Борисович пока ничего на этот счет не говорил», – говорит один из защитников ЮКОСа. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1118
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1380
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1254
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1231

Другие новости