Виктор Толоконский рассчитывает только на собственных чиновников.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На недавнем заседании Госсовета Дмитрий Медведев потребовал у глав регионов отчета о том, как исполняется его поручение годичной давности о формировании губернаторских кадровых резервов. Несмотря на то что такие списки должны были быть подготовлены к весне, на местах, как выяснила «НГ», подошли к поручению президента по-разному. В некоторых регионах в резервисты абсолютно формально записали действующих чиновников. В других – просто переписали кадровые списки «Единой России». При этом в ряде субъектов эти списки еще не обнародованы.
Год назад президент Дмитрий Медведев, мобилизовав свою администрацию для реализации президентского кадрового проекта, потребовал и от глав регионов сформировать к 1 марта собственные управленческие резервы. Региональным начальникам в ту пору пришлось нелегко. На их долю выпало формирование одновременно трех резервов: президентского, правительственного и регионального. Кроме того, своего списка потребовали и единороссы в лице лидера Владимира Путина. И если первые три проекта губернаторы так или иначе осилили, то к последнему – который и должен был стать кузницей собственных перспективных кадров, – в большинстве случаев, как выяснила «НГ», подошли чисто формально.
Списки есть, назначений нет
На заседании Госсовета, проходившем в минувшую пятницу, глава государства потребовал отчета у губернаторов о том, как продвигается кадровый проект в регионах. Выслушав доклад главы Новосибирской области Виктора Толоконского, Медведев поинтересовался: «Вы упомянули кадровый резерв. Я свой кадровый резерв создал. Я так понимаю – мне, во всяком случае, администрация доложила об этом – кадровые резервы созданы во всех регионах. У вас создан?» Толоконский ответил утвердительно. Президент уточнил, состоит ли этот список из молодежи и назначили ли кого-нибудь из него на руководящие должности? Глава области в замешательстве признался: «Сейчас еще нет, хотя там есть те, кто работает уже в органах, но обязательно назначим».
Заместитель руководителя департамента организации управления Ирина Гуськова, к которой обратилась газета, объяснила «НГ», что в списке в основном госслужащие: «Нам сейчас проще работать с госслужащими. Мы их учим, лекции проводим, отправляем на курсы повышения квалификации. А люди из коммерческого сектора работают в других местах. И мы еще не отладили систему, как их привлекать». Между тем в опубликованном списке губернаторского резерва не уточнен возраст кандидатов, зато в подробностях расписано, где и когда они проходили курсы повышения квалификации. По словам Гуськовой, данные не обнародованы потому, что администрация еще не собрала заявления от соискателей с разрешением публиковать информацию.
Молчание тверских чиновников
В Тверской области вообще не слишком адекватно отреагировали на простую просьбу «НГ» ознакомиться со списком резервистов. Сначала пресс-служба губернатора категорично выдвинула требование прислать официальный запрос, мол, таковы правила. Затем тверские чиновники пообещали прислать в редакцию «свое видение ситуации». Впрочем, к подписанию номера ответа из Твери так и не пришло. А устно было сказано: письмо «находится в работе».
На сайте администрации висит лишь информация о том, каким критериям должны соответствовать соискатели, и анкета для заполнения. Информация, как проект работает, просто-напросто отсутствует.
Руководитель юридической службы КПРФ депутат ГД Вадим Соловьев, избранный от Тверской области, сообщил корреспонденту «НГ»: «Какого-то обращения к политическим партиям, общественным и молодежным организациям с предложением выдвигать своих людей я не знаю». Соловьев отметил, что губернатор Дмитрий Зеленин «в принципе проводит кадровую политику, которую он считает нужной». А секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов считает, что в структуры исполнительной власти коммунистов брать никто не станет.
Далеко не во всех регионах готовы задействовать потенциал молодых. Фото Евгения Зуева (НГ-фото) |
Нужны другие кадры
В Иркутской области после заявлений президента, прозвучавших на Госсовете, решили пересмотреть процесс формирования регионального списка. «Президент Дмитрий Медведев показал новое качество отношения к кадровой политике», – отметил в беседе с «НГ» губернатор области Дмитрий Мезенцев. Глава региона получил назначение полтора месяца назад, к этому моменту кадровый резерв был сформирован его предшественником. Однако этот список Мезенцева не устроил, и он решил, что резерв публиковать пока рано: «Считаю, что обнародование списка невозможно без проведения широких консультаций с депутатами Законодательного собрания, главами муниципальных образований, экспертами, депутатами всех уровней Приангарья». Впрочем, глава региона пообещал, что с этой работой тянуть не будет и завершит ее к осени.
Руководитель управления государственной службы Челябинской области Ирина Ткачева сообщила «НГ», что в области на региональном уровне сформировано два списка. Первый – кадровый потенциал на уровне органов местного самоуправления. В этом перечне около 2500 кандидатов. «Это был открытый конкурс, который проводился в три этапа, и мы приглашали к нему через все источники местных СМИ». Что же касается управленческого резерва губернаторского уровня, то, по словам Ткачевой, в нем на сегодняшний день числятся 197 человек, некоторые уже продвинулись по кадровой лестнице. Как, к примеру, бывший первый зампред Заксобрания области Евгений Резин, в феврале этого года назначенный заместителем губернатора, или Андрей Саевец, получивший повышение внутри областного Министерства здравоохранения. Ткачева подтвердила, что работа с обоими списками ведется постоянно. Так, губернатор области Петр Сумин месяц назад встречался с представителями резерва, как говорится, из народа. На встрече присутствовали 20 претендентов на должности руководителей уровня местного самоуправления. «Среди них есть очень перспективные кандидатуры», – свидетельствует представитель облправительства.
Вологодские кружева
На сайте администрации Вологодской области, губернатор которой Вячеслав Позгалев тоже присутствовал на последнем Госсовете, также размещены два списка. С первым, правда, все понятно с первого взгляда. Он называется «Список лиц, рекомендованных для включения в резерв управленческих кадров» и состоит из уже действующих чиновников регионального и муниципального уровней. А вот второй имеет название «Профессиональная команда Вологодчины» и в нем как раз видна та молодежь, которую президент повелел губернаторам не просто ставить в списки, а реально рекомендовать для назначения в структуры исполнительной власти, бизнеса или в общественные организации. «НГ» попыталась узнать у вологодских чиновников контакты какого-нибудь «перспективного кадра» из этого реестра. На протяжении достаточного времени нашего корреспондента футболили по различным управлениям. В итоге целого ряда перезвонов так и не удовлетворенное любопытство газеты уперлось в автоответчик председателя комитета по делам молодежи Вологодской области Павла Смирнова. Разумеется, безответный.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов объяснил несерьезное отношение глав регионов к реализации кадровых проектов тем, что они еще не получили четкого сигнала из Центра: «кадровый резерв – это приоритет или игрушка»? Губернаторы, по словам экспертов, без особой охоты берутся за этот проект, поскольку в ряде регионов не удается урегулировать межпоколенческие конфликты, региональные начальники, как правило, боятся конкуренции. Впрочем, опасаются попадать в кадровые списки и сами соискатели, поскольку в большинстве случаев молодые люди становятся жертвой больших начальников.