В СССР временное сотрудничество с Германией воспринимали как самооборону.
Фото c сайта Академии российской истории
Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в своей резолюции возложила равную ответственность за начало Второй мировой войны на нацистскую Германию и Советский Союз. Об этом первым сообщило 3 июля агентство Associated Press.
Резолюция была принята в качестве поддержки инициативы Европейского парламента, предложившего объявить 23 августа Днем памяти жертв нацизма и сталинизма. В этот день, как известно, в 1939 году был подписан пакт Молотова–Риббентропа, фактически разделивший сферы влияния Германии и СССР в Европе. Его следствием стало присоединение балтийских государств к СССР, вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в состав советской Украины и советской Белоруссии и создание еще одного государства в Европе советской Молдавии. Стал ли этот пакт поводом для начала Второй мировой войны, вопрос спорный даже для историков. Не случайно, что в России, как сообщает немецкая радиостанция Deutsche Welle, эту резолюцию одобрила только правозащитная организация «Мемориал». Ее глава историк и правозащитник Арсений Рогинский призвал Россию поддержать принятую Парламентской ассамблеей ОБСЕ резолюцию.
На протяжении всей своей сознательной жизни я читаю различные исторические версии событий 70-летней давности. Несомненно, между сталинизмом (который не надо путать с теорией коммунизма) и нацизмом имеются известные общие черты. Однако в тот период времени в Европе существовали и другие диктатуры, деятельность которых сопровождалась также массированными нарушениями прав человека, концлагерями и экспансией в другие страны. В этой связи достаточно упомянуть итальянского Муссолини, испанского Франко, австрийский режим Дольфуса, авторитарный режим литовского Сметоны. Этот список можно продолжить. Может быть, логичнее было бы установить общеевропейский антидиктаторский день. Ведь дело не в объеме нарушений прав человека, а в самом их факте.
В принципе проблему начала Второй мировой войны надо искать в Версальском договоре 1918 года, в подписании которого советская Россия не участвовала. И политику аннексий Германия начала с оккупации отторгнутых у нее в результате этого договора территорий. В прошлом году исполнилось 70 лет со дня подписания Мюнхенского соглашения. Его суть сводилась к тому, что Англия и Франция признали за Германией право присоединить к себе Судетскую область Чехословакии, где со времен Австро-Венгерской империи большинство населения составляли этнические немцы. С точки зрения многих историков, это явилось ключевым моментом канализации гитлеровской агрессии на восток и последующего нападения на Польшу 1 сентября 1939 года. Ведь повод был тот же – воссоединение населенных этническими немцами территорий и обеспечение доступа к ним.
Однако в данном конкретном случае резолюции парламентариев ОБСЕ, с моей точки зрения, более важным для современного политического мира является оценка последствий принятых решений. Ведь благодаря Европарламенту и ОБСЕ запущена цепная реакция действий, фактически пересматривающих итоги послевоенного переустройства Европы и переоценивающих моральную сторону событий 1941–1945 годов. Балтийские государства именно на основании этой логики предъявляют России как правопреемнице СССР территориальные претензии и готовят иски за годы «оккупации». Об этом часто пишут европейские массмедиа. Но почему-то они умалчивают о том, что Польша должна по этой логике предъявить территориальные, а может быть, и финансовые претензии и к Украине, и к Белоруссии, Румыния потребовать возврата ей отошедших в 1940 году к Украине территорий, а члена ООН Молдавию следовало бы упразднить. А Германия должна была бы, по идее, потребовать возврата Восточной Пруссии, разделенной, как известно, между Польшей, Литвой и Россией. С моральной точки зрения все европейские памятники павшим советским солдатам – освободителям Европы надо закрыть, а празднование Дня Победы отменить, как это, впрочем, и происходит в балтийских государствах при попустительстве того же Европарламента.
Вопрос же на самом деле заключается в том, что так радикально историю переписать нельзя и жертвы, которые понес Советский Союз в борьбе с нацизмом, очевидны. Как очевидно и то, что без этого вклада не было бы ни сегодняшнего Европарламента, ни ОБСЕ, а скорее всего и этих депутатов, принимающих подобные резолюции. Под этим углом зрения мне лично становится более понятным решение президента Медведева об учреждении Комиссии при президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Историю на самотек пускать сегодня опасно и по внешнеполитическим соображениям.