Сотрудников правоохранительного ведомства хотят заставить носить погоны как можно дольше.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Совет Федерации нашел конкретный способ укрепить потенциал российской прокуратуры. Сенаторы предлагают поправить в специальном законе об этом правоохранительном ведомстве всего две цифры. Предлагая повысить предельный возраст пребывания прокуроров на госслужбе с 60 до 65 лет с дальнейшим продлением контракта в течение пяти лет, в верхней палате парламента полагают, что это даст возможность укрепить кадровый состав прокуроров профессионалами, а не молодыми специалистами, как ситуация выглядит сегодня.
Сейчас прокурор считается полноценным госслужащим только до 60 лет, после чего он в принципе может оставаться в должности еще в течение пяти лет. Однако ежегодно на этот счет должно приниматься особое решение. После 65-летнего рубежа прокурорский работник с госслужбы должен быть уволен, хотя и может остаться в органах в качестве обыкновенного наемного работника. В Совете Федерации посчитали это не вполне справедливым по отношению к правоохранителям в погонах. «Проект федерального закона подготовлен с целью создания условий для сохранения высококвалифицированного кадрового потенциала прокурорских работников», – указано в пояснительной записке к законопроекту.
В сопроводительном документе сенаторы зачем-то вспомнили лихолетье начала 90-х годов, когда из прокуратуры люди увольнялись в массовом порядке. Не забыли они и о принятом в середине 2007 года решении о создании Следственного комитета, куда, по их данным, также перетекло множество профессионалов. Поэтому сейчас, считают в СФ, статистика выглядит удручающе: 40% служащих прокуратуры – молодые люди до 30 лет, а еще 34% – от 30 до 40 лет. Впрочем, главное даже не в молодости специалистов, а в отсутствии у них профессиональных навыков: каждый третий работник прокуратуры имеет стаж не более трех лет.
К тому же, напоминают сенаторы, у российских судей установлен совсем другой возрастной предел – 70 лет. Потому и для представителей одной из сторон судебного процесса верхняя палата парламента предлагает установить аналогичный ценз – до 65 лет прокуроры должны работать на постоянной основе, а с 65 до 70 лет – на основании ежегодных продлений. «Учитывая сходный характер профессиональной деятельности прокурорских работников и судей, состояние здоровья которых позволяет успешно выполнять возложенные на них обязанности, такое изменение положений Закона «О прокуратуре РФ» представляется вполне обоснованным», – указали сенаторы.
В сенаторской инициативе проглядывают и антикризисные резоны. Сославшись на данные Генпрокуратуры, инициаторы законопроекта специально подчеркивают, что после повышения предельного возраста для прокуроров Пенсионный фонд страны сможет ежегодно экономить более 20 млн. руб.
Правда, в аналитической записке к документу не отмечено, что упомянутые сенаторами судьи, которым разрешено выносить приговоры до 70-летнего возраста, в настоящее время тоже подвергаются критике за их профессиональную слабость. Например, в Госдуме уже некоторое время лежит законопроект, предлагающий засчитывать в судейский стаж преподавательскую и научную деятельность на юридическом поприще. Так, в пояснительной записке к этой законотворческой инициативе прямо говорится: нынешний способ пополнения судейского корпуса – из секретарей суда с заочным обучением в вузе сначала в мировые, а затем и в районные судьи – вовсе укрепляет судейские ряды.
Адвокат Олег Щербаков, который по роду деятельности ежедневно сталкивается и с теми, и с другими участниками судебного процесса, считает, что такой законопроект явно направлен на удовлетворение интересов исключительно управленцев. «Чернорабочие прокуратуры, наоборот, были бы не против, если бы им пенсионный возраст понизили», – заметил он корреспонденту «НГ». Что же касается прокурорских работников, которые поддерживают в суде гособвинение, то они, по мнению адвоката, «просто бездельники». Впрочем, подчеркнул Щербаков, именно они в будущем в основном и становятся начальниками, так что инициатива сенаторов хороша и для них. «А ведь если бы настоящим сотрудникам прокуратуры, работающим «на земле», снизили и пенсионный возраст, и количество дел, которыми они загружены до предела, да еще и какие-нибудь льготы подбросили, это прежде всего благоприятно сказалось бы на соблюдении прав подследственных», – подчеркнул представитель адвокатского сообщества.