Российско-американская встреча в верхах, судя по всему, открыла новую главу в отношениях между двумя странами. Объявленная Бараком Обамой «перезагрузка» дает первые результаты. Это не повод для эйфории. После окончания холодной войны руководители России и США не раз объявляли о стратегическом партнерстве. Но каждый раз эти декларации не подкреплялись конкретными делами. Обманутые ожидания завершались резким охлаждением российско-американских отношений. Хочется надеяться, что история не повторится вновь.
Похоже, диалог, начатый президентами Медведевым и Обамой в Лондоне три месяца назад, перешел в практическую плоскость.
Во-первых, преодолен острейший кризис в отношениях между Москвой и Вашингтоном, которым завершила свое пребывание у власти администрация Джорджа Буша-младшего. Тогда казалось, что мы на грани новой холодной войны. Сегодня стало ясно – возврата к эпохе конфронтации не будет. Дело не только в том, что резко изменился тон российско-американского диалога. На первый план вышли общие интересы двух стран, что позволяет добиваться серьезных договоренностей по ряду вопросов международной безопасности и двусторонних отношений.
Во-вторых, подписано соглашение о сотрудничестве по Афганистану. Это касается прежде всего транзита американских военных грузов и военнослужащих через Россию в Афганистан, который объявлен Обамой «центральным фронтом» в борьбе против терроризма. Ведь действительно – талибы и «Аль-Каида» являются врагами и России, и США. Еще раньше подобные соглашения были заключены с Германией, Францией и Испанией. Недавно возобновил свою работу Совет Россия–НАТО, где афганская тема также является ключевой.
В-третьих, подписано соглашение о развитии двустороннего военного сотрудничества, которое было подготовлено на встречах начальника Генерального штаба и председателя Комитета начальников штабов. Речь идет об оперативной совместимости вооруженных сил двух стран.
В-четвертых, Россия и США совместно проведут изучение угрозы со стороны баллистических ракет третьих стран. Как известно, США мотивировали свой выход из Договора по ПРО и развертывание стратегической противоракетной обороны ракетной угрозой со стороны КНДР и Ирана. Но у этих стран нет межконтинентальных ракет, у них есть только ракеты средней и меньшей дальности, которые 20 лет назад были запрещены Договором о РСМД. Это и позволяет нам и американцам начать диалог об угрозе и средствах его парирования. Россия категорически против развертывания ПРО в Европе. Администрация Обамы в отличие от предшественника не горит энтузиазмом развертывать противоракеты в Польше. Совместный диалог дает надежду найти взаимоприемлемое решение.
В-пятых, подписан документ «Совместное понимание нового Договора о СНВ». Согласно этому документу новый договор будет рассчитан на семь лет. При этом устанавливаются уровни в 1500–1675 стратегических боеголовок и 500–1100 ракет и тяжелых бомбардировщиков. Такие параметры отразили серьезные расхождения между позициями двух сторон, особенно в отношении носителей стратегического оружия. Нет ясности в отношении «правил зачета» и соответственно мер проверки и верификации. Сохраняется и возможность сохранения американцами крупного «возвратного потенциала» – примерно 3 тыс. ядерных боеголовок, которые могут быть вновь установлены на ракетах США за относительно короткий срок.
Все эти вопросы предстоит уточнять переговорщикам, чтобы подготовить текст нового договора до истечения срока действия Договора СНВ-1 в декабре с.г.
В-шестых, достигнута договоренность о взаимодействии по вопросам нераспространения. Обама в отличие от Буша не требует «смены режимов» в Иране и Северной Корее, а выступает за переговоры о прекращении ракетно-ядерных программ. Это позволило сблизить позиции России и США. Но на конференции по Договору о нераспространении в мае 2010 года ядерные сверхдержавы должны продемонстрировать, что они продолжают сокращать свои ядерные вооружения.
В-седьмых, принят Президентский план действий, который включает конкретные поручения ведомствам по конкретным направлениям торгово-экономического взаимодействия. Этот план должен стать основой для межправительственного экономического диалога и создания соответствующей координационной структуры по экономике, энергетике, медицине и здравоохранению, а также гражданского диалога. По итогам переговоров принято решение о создании российско-американской президентской комиссии по развитию сотрудничества. Это означает институциализацию взаимодействия Москвы и Вашингтона.
Таким образом, несмотря на сохраняющиеся расхождения (расширение НАТО, ПРО, СНВ, Грузия и т.д.), саммит принес практические результаты. Но только будущее покажет, последуют ли за этими шагами дальнейшие меры по созданию новой модели российско-американского сотрудничества для XXI века.