0
1829
Газета Политика Интернет-версия

06.07.2009 00:00:00

Юридическая правда политика Медведева

Тэги: ходорковский, юкос, медведев, помилование


ходорковский, юкос, медведев, помилование Позиция Михаила Ходорковского, по словам его адвоката, состоит в том, что он не совершал преступлений, в которых мог бы признать свою вину.
Фото Reuters

Дмитрий Медведев, отвечая в конце прошлой недели на вопросы итальянским журналистам, четко высказал свое отношение к помилованию Михаила Ходорковского. Суть комментария в том, что этот акт невозможен без личного обращения заключенного и признания им своей вины. Эксперты рассказали «НГ» об особенностях функционирования института помилования в России.

«Если говорить о помиловании кого бы то ни было, Ходорковского, других лиц, то эта процедура осуществляется в соответствии с теми правилами, которые существуют в нашей стране. Иными словами, лицо должно обратиться к президенту, признать себя виновным в совершении преступления и испросить соответствующего решения. Поэтому здесь пока нечего обсуждать», – сказал Медведев в интервью итальянским СМИ. Таким образом отреагировал глава государства на слова корреспондента, заметившего, что на Западе Ходорковский «воспринимается как человек, который пострадал от расчленения ЮКОСа, и его осуждение имеет не только юридические и технические основы, но и какие-то другие». Дмитрий Медведев не согласился с собеседником: «Знаете, я это не воспринимаю так, как, может быть, воспринимают многие обозреватели. Я это воспринимаю с правовой точки зрения, и другого подхода для президента быть не может».

Медведев пояснил свою позицию как юрист: «Ходорковский, некоторые другие бизнесмены внутри России в нашей стране осуждены по приговору суда. Это не политические мероприятия – это решение судебного органа, с которым необходимо считаться. И все процедуры, которые могут происходить и с ним, и с другими бизнесменами, которые осуждены, должны осуществляться в соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством». «Это моя твердая убежденность», – добавил глава государства.

Вопрос о помиловании Михаила Ходорковского сегодня стал наиболее актуальным в связи с процессом по второму делу против бывшего владельца ЮКОСа. Мнение заключенного по этому вопросу представил вчера «НГ» его адвокат Вадим Клювгант: «Позиция Ходорковского состоит в том, что он не совершал каких-либо преступлений, в которых он мог бы признать свою вину». Однако при этом, заметил адвокат, по Конституции право президента миловать не ограничено никакой процедурой: «Даже при отсутствии просьбы о помиловании он может помиловать абсолютно любого осужденного».

Клювгант уверен в своей правоте, хотя в Конституции (ст. 50, часть 3) сказано: «Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания». То есть Основным законом подразумевается процедура ходатайства.

Адвокат не согласен с такой трактовкой: «Это право заключенного – просить, но не его обязанность». Однако, замечает в беседе с корреспондентом член Московской городской коллегии адвокатов Олег Щербаков, ситуация с помилованием очень непростая: «85-я статья УК о помиловании недостаточно точно определяет характер самого акта. Ее надо было исключить из Уголовного кодекса, поскольку возникают неясности при ее реализации». Адвокат напоминает о существовании указа президента от 28 декабря 2001 года с изменениями от 16 марта 2007 года – о комиссиях по поводу помилования на территории субъектов РФ. Там имеется положение «О порядке рассмотрения ходатайства о помиловании».

В этом документе говорится о том, что лицо, которое отбывает наказание, вправе заявить о ходатайстве: «Помилование осуществляется путем издания указа президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость». Кстати, сегодня, замечает адвокат, практика пошла по-другому пути: ходатайствовать о помиловании может не только сам заключенный, но и его родственники, общественные организации, трудовые коллективы и адвокат.

Ходатайство заключенного рассматривает комиссия по помилованию, которая дает рекомендации. И в этих самых рекомендациях может быть сказано – признает вину человек или не признает. Однако в положении о комиссиях ничего не сказано о том, что заключенный обязан эту вину признавать. «Я считаю, что это вопрос государственного права, а не уголовно-правового», – говорит Щербаков.

Владимир Туманов, конституционный судья в отставке, вносит ясность в проблему помилования: «Это дискреционное право президента. Оно не ограничено никакими условиями. Однако на практике такие ограничения существуют. Дело в том, что указом от 2001 года глава государства делегирует свое дискреционное право миловать комиссиям по помилованию, которые могут установить все, что им взбредет в голову, ссылаясь на президента. Могут устанавливать любые правила».

Однако, замечает эксперт, деятельность комиссий, придумывающих различного рода ограничения, нисколько не мешает Медведеву принимать собственное решение по каждой персоне: «Это его конституционное право».

И здесь возникает важная для Михаила Ходорковского коллизия. В том случае, если его помилует президент без всяких условий и просьб со стороны заключенного, Ходорковский не лишается возможности потом опротестовать приговор. Если экс-владелец ЮКОСа напишет ходатайство с признанием вины, он, по словам Туманова, такого права лишается: «Лицо, которое помиловано, остается виновным, с него вины никто не снимает. После помилования он имеет право обратиться в суд с заявлением о пересмотре приговора, вынесенного в его адрес, – по различным мотивам. Но если его обяжут признать себя виновным при обращении, пересмотр дела, к примеру, в порядке надзора о вновь открывшихся обстоятельствах исключается».

Дмитрий Медведев, ссылаясь на право комиссии требовать ходатайства от заключенного, подтверждает отказ от одного из важнейших собственных полномочий. Такого рода привилегии высоко котировались главами государств всех времен и народов. Они признавались неотъемлемым правом суверенных правителей. Никто из которых никогда не пробовал переуступать его комиссиям – даже самым авторитетным и уважаемым.

Интервью президента проливает дополнительный свет на возможную судьбу Михаила Ходорковского. Судя по всему, стоит отбросить надежды либеральной общественности и ряда лидеров Запада на помилование олигарха. Во всяком случае, на освобождение из тюрьмы без просьбы о помиловании и признания собственной вины. Ходорковский вину свою не признает, по крайней мере сегодня его позиция выглядит именно так. А стало быть, и отбывать ему придется весь срок. Если власть ограничится только приговором, исполняемым сегодня, то сидеть Михаилу Ходорковскому осталось в два раза меньше, чем уже отсидел. Вполне возможно, что и просить о помиловании не имеет смысла, исходя из репутационных соображений.

Что же касается второго «дела», то совершенно очевидно, что у власти в целом и у Медведева в частности выбор есть. По крайней мере никто не удивится, узнав, что следователи проявили правовую небрежность при формировании позиции обвинения. Что может быть достаточным основанием для отправки дела на доработку. Не секрет ведь, что низкое качество обвинений в целом является одним из мотивов объявленной реформы всей правоохранительной системы.

Интервью Дмитрия Медведева итальянским журналистам прояснило его позицию как юриста, а как политика – нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
651
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2378
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1581
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1209

Другие новости