Никита Михалков уверен, что госзаказ должен финансироваться не только из бюджета.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера на Охотном Ряду обсуждались насущные проблемы российского кинематографа. Среди главных были названы две: финансирование и воспитание патриотизма. Ораторы настаивали, что эти два вопроса взаимосвязаны. Кинодеятели просили увеличить первое и обещали обеспечить высокое качество продукции. Чиновники, приглашенные на слушания в Малый зал Госдумы, к нуждам мастеров экрана прислушались и согласились подставить им крепкое бюджетное плечо. Но не всем и не даром.
Слушания почтил присутствием и выступлением председатель Союза кинематографистов Никита Михалков. Сначала он долго скучал в президиуме в компании видных единороссов – Олега Морозова и Светланы Журовой, а когда вышел к трибуне, извинился, что речь будет короткой в силу занятости мэтра.
Как настоящий боец, он с ходу возразил критику Кириллу Разлогову, который говорил о необходимости теснее контактировать с зарубежным кинематографом: «Пока мы кроме пакетов полиэтиленовых на мировой кинорынок представить не можем ничего». После чего обратился к теме «политической воли государства», без «реальной мощи» которого «все будет стоять на месте». Михалков был явно огорчен тем, что «потеряна культурная основа режиссуры в массе своей»: «Уровень режиссуры сегодня чудовищный. И пробы надо делать не актерам, а режиссерам – имеют ли они право снимать кино или нет?»
Все надежды Михалкова только на кризис: «Может быть, сегодня расчистится площадка и уйдет этот непрофессионализм, это отсутствие культурного слоя, стержня...» Объективная кризисная реальность, на взгляд режиссера, должна иметь дополнение в виде госзаказа: «Кто платит, тот и заказывает музыку. Нужно государству решать свои проблемы – оно оплачивает на 100% свои картины. И эти картины должны быть выполнены талантливыми людьми, которым интересно это дело. А не просто теми, кто хочет на этом заработать».
Вторым требованием Михалкова была неприкосновенность финансирования кино. Но госзаказ, на его взгляд, должен выйти за эти рамки: «Это отдельная строка...» Аудитория ждала – упомянет ли Михалков о скандальной ситуации с разбродом в стане отечественной кинематографии. Упомянул, но так тонко, что не все это заметили: «Большинство режиссеров и продюсеров, которые здесь сидят, думают об одном – где взять деньги, чтобы осуществить свои проекты. Это абсолютно правильный вопрос. Но для того, чтобы его решить, мы должны стать консолидированным обществом. Я сейчас не имею в виду разногласия. Я говорю об обществе, у которого есть реальное ощущение себя в пространстве нашей страны. Потому что если этого не будет, мы разойдемся и каждый будет выбивать себе возможность работать».
Последнее предупреждение выглядело актуальным, поскольку ситуация в отечественном кино не блестящая. И можно было понять самокритичное высказывание Михалкова о полиэтиленовых пакетах. Факторами, ограничивающими рост кассовых сборов, по данным компании Movie Research, представившей доклад к слушаниям, являются «недостаточная платежеспособность населения... (сегодня постоянная зрительская аудитория кинотеатров не превышает 14 млн. человек) и недостаточное количество фильмов, способных привлечь зрителей в кинотеатры».
Между тем скудная зрительская масса требует воспитания. «Мы воспитали поколение конформистов и потребителей», – сокрушается в беседе с корреспондентом «НГ» депутат Госдумы Елена Драпеко. – Мы говорим о ценностных установках. О формировании модели современного героя. О том, каким должен быть человек...» Депутаты, оказывается, по словам Драпеко, уже поставили эту задачу перед Дмитрием Медведевым на недавней встрече. И выяснили, что решить проблему можно с помощью государственной поддержки.
Корреспондент засомневалась в способности народных избранников и госчиновников в отдельные периоды отечественной истории отличать подлинные ценности в кино от мнимых. И напомнила о гонениях на знаменитый фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев». И попросила собеседницу ответить на вопрос: считает ли она сегодня эту картину патриотической – ведь там представлен совсем непрезентабельный образ Древней Руси? «Конечно, – с готовностью ответила Драпеко. – Там есть главное: никакие усилия ни государства, ни злодеев-завоевателей не в состоянии убить в русском человеке божественного начала и стремления создавать произведения, достойные как бы этого божественного начала».
Патриотический призыв деятелей искусства не остался не услышанным. Замглавы Минэкономразвития Станислав Воскресенский поспешил успокоить аудиторию: люди искусства, сообщил он, тонко чувствуют общественные настроения, и они полны оптимизма. Он недавно побеседовал с одним актером об экономическом кризисе, и тот заверил: «У русских в крови ген победителя», и поэтому они обязательно «прорвутся». «Вот об этом надо снимать больше фильмов», – порекомендовал чиновник кинодеятелям, собравшимся на Охотном Ряду.