Будущее Иерусалима – одна из двух главных тем, закрытых Нетаньяху для обсуждения.
Фото Виктора Литовкина
Урегулирование палестино-израильского конфликта никогда не было сугубо двусторонней проблемой. Это проблема международная, так как с самого начала и до сих пор в ней задействовано множество сторон. В этом смысле ответственность за поиск выхода из кризиса лежит не только на израильтянах и палестинцах, но и на международном сообществе. Прежде всего на задействованных непосредственно в мирном процессе силах – на ближневосточном квартете (РФ, США, Европейский союз и ООН).
Мы как палестинцы исходим из того, что имеющиеся на сегодняшний день мирные инициативы, резолюции Совета Безопасности ООН и план мирного урегулирования «дорожная карта» вполне достаточны для разрешения кризиса. Так называемая арабская мирная инициатива чрезвычайно проста. Ее смысл сводится к тому, что израильтяне освобождают занятые палестинские земли согласно границам 1967 года и в обмен за это получают признание своего государства со стороны всех арабских стран.
Что касается «дорожной карты», то она максимально подробно описывает, какие именно шаги следует предпринять каждой из враждующих сторон, чтобы в итоге образовались два мирно сосуществующих независимых государства. Резолюции ООН, в свою очередь, содержат обязательные к выполнению шаги. Иными словам, в каких-либо новых инициативах, планах или резолюциях необходимости нет. Настала пора реализовать имеющиеся.
Правда, для этого требуется политическая воля. Воля, чтобы убедить, а точнее, заставить сторону, не желающую выполнять свои обязательства, наконец-то проявить ответственность и сделать то, что от нее требуется. До сих пор израильская сторона спокойно позволяла себе игнорировать все принятые на международном уровне решения по урегулированию конфликта на Ближнем Востоке. Это один из тех редких случаев, когда государство в течение нескольких десятилетий ставит себя выше закона, выше международных норм.
Исторически сложилось так, что у израильтян есть сильный заступник. Это США. Именно благодаря поддержке со стороны Соединенных Штатов израильские власти спокойно игнорируют любые международные решения. В этом смысле как раз на Вашингтоне, а не на других странах, лежит основная ответственность за оказание реального давления на Израиль.
Сегодня мы видим, что в позиции США наметились изменения. Изменения вполне конкретные. Правда, пока они обнаруживаются лишь в риторике новой администрации. Лучший пример тому недавнее выступление президента Барака Обамы в Каирском университете. Мы все слышали много хороших слов. Теперь остается надеяться, что они превратятся и в действия. Ведь США действительно располагают целым рядом механизмов воздействия на Израиль – финансовых, политических, военных.
За речью Обамы последовало программное выступление израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Оно было призвано сформулировать позицию новой израильской администрации по ближневосточной проблематике. Получилось, что верные союзники – американцы и израильтяне – сильно расходятся во мнениях.
Так, Нетаньяху подчеркнул, что считает два главных для палестинцев вопроса закрытыми: беженцы навсегда останутся за пределами израильских границ, а Иерусалим будет только столицей Израиля. Иными словами, премьер просто перечеркнул весь мирный процесс, нацеленный на создание двух государств, в то время как Обама заверил, что именно создание независимой Палестины, мирно сосуществующей с Израилем, – одна из приоритетных задач Вашингтона. Закроют ли американцы глаза и на это?
Впрочем, речь Нетаньяху была явно оторвана от реальности и полна противоречий. Достаточно отметить, что израильский премьер сначала заявил, что готов начать переговоры с палестинцами без предварительных условий, и сразу после этого в своей речи изложил целый ряд таких условий.
Подобная невнятность позиций возвращает нас к начальному тезису о том, что необходимо оказать давление на Израиль как на сторону, тормозящую или вовсе перечеркивающую мирный процесс. Международное сообщество обязано сделать все возможное, чтобы вновь задействовать общепризнанный механизм мирного урегулирования, сформулированный в «дорожной карте». И в первую очередь это требуется от «ближневосточного квартета», важным участником которого является Россия.