Глава Якутии Вячеслав Штыров первым подчинился требованию Конституционного суда.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Якутские депутаты оперативно отреагировали на требование Конституционного суда изъять положение о суверенитете из Основного закона республики. С таким предписанием КС выступил на прошлой неделе. Вслед за Якутией еще 12 субъектам Федерации придется покончить с парадом суверенитетов и привести свое внутреннее законодательство в соответствие с федеральным. Между тем кавказские республики, включенные в черный список КС, по информации «НГ», не намерены торопиться с реализацией этого предписания.
Депутаты парламента Якутии вчера на пленарном заседании одобрили проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию республики, исключающий слово «суверенитет» из местного Основного закона. Авторами законопроекта выступили президент Якутии Вячеслав Штыров и председатель Госсобрания республики Виталий Басыгысов. Слово «суверенитет» будет убрано из преамбулы и статьи 1 документа. Напомним: согласно Конституции РФ, единственным носителем суверенитета является сама Российская Федерация, а не ее отдельно взятый субъект.
Таким образом, Якутия стала первым субъектом Федерации, оперативно отреагировавшим на предписание Конституционного суда. Напомним, на прошлой неделе КС в своем письме попросил региональные власти в срочном порядке привести субъектовые законодательства в соответствие с Основным законом страны в части, касающейся суверенитета. Дело в том, что КС предписал субъектам Федерации изъять из региональных законов положение о суверенитете еще в 2000–2001 годах. Однако на это требование откликнулись тогда далеко не все регионы. Положение о суверенитете до сих пор сохранялось в конституциях 13 субъектов Федерации. Вчера их число сократилось. Привести свое законодательство в порядок с федеральным в самое ближайшее время предстоит республикам Башкортостану, Коми, Тыве, Татарстану, Бурятии, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республикам, Краснодарскому краю, Ненецкому и Ямало-Ненецкому округам.
Правда, рассчитывать на то, что кавказские республики последуют примеру Якутии и быстро откликнутся на требование КС, не приходится. Источник, близкий к руководству Кабардино-Балкарии, сообщил «НГ», что пока в регионе даже и не думают о том, чтобы начать процедуру корректировки Основного закона республики: «Все пока остается на прежнем уровне». Сомневается собеседник «НГ» и в том, что другие республики Кавказского региона быстро откорректируют свои конституции: «Они будут игнорировать подобные предписания до тех пор, пока не получат от федерального Центра жестких разъяснений в том духе, что наша страна вообще-то называется Российской Федерацией».
Между тем качество региональных конституций страдает не только из-за положения о суверенитете. К примеру, Основной закон Кабардино-Балкарии гласит, что в случае возникновения противоречий федеральным законам и нормативно-правовым актам, относящимся к предметам ведения республики, действуют законы Кабардино-Балкарской Республики. По сути дела, эта норма противоречит Конституции, где сказано, что в спорных ситуациях должна действовать норма федерального закона. Источник «НГ» в Кремле объясняет этот недостаток тем, что на федеральном уровне пока четко не проработаны предметы ведения субъектов Федерации. В Конституции содержится лишь понятие предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. «С этим недостатком тоже предстоит разобраться в ближайшее время. Так как это может создать серьезные проблемы в будущем», – уверен собеседник «НГ».
Руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский считает, что, наводя порядок в региональных законодательствах, глава государства Дмитрий Медведев следует примеру раннего Владимира Путина, который также начинал свое президентство с приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным: «Тогда была создана репрессивная машина: институт полпредов, наделение президента правом отстранять глав регионов от должностей и распускать заксобрания за принятие решений, противоречащих федеральному законодательству. Странно, что эта машина так и не заработала. Регионы сами привели свои законодательства в порядок». На взгляд эксперта, положения о частичном суверенитете, оставшееся в конституциях отдельных республик, не играют существенной роли: «Но, видимо, для президента как для юриста важно торжество формально-правового подхода». «Хотя в политике это вопрос вторичный. В очередной раз накажут республики, позволяющие себе говорить о суверенитете. В очередной раз их поставят на место и скажут, что все субъекты одинаково равны. И президент Медведев, судя по всему, сможет претендовать на лавры Путина. К его заслугам может быть приписано то, что он окончательно решил проблему единства России», – рассуждает Туровский.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин убежден, что постановление КС является ответом федерального Центра на фронду со стороны президента Башкирии Муртазы Рахимова: «Рахимов, которому, похоже, уже нечего терять, делает резкие заявления, пытается выставить себя выразителем интересов национальных республик, защитником их самостоятельности. В ответ на это Центр через ресурс Конституционного суда демонстрирует, что занимает твердую позицию и не пойдет на уступки региональным элитам».