Разрушения и гибель людей – итог вторжения грузинской армии в Южную Осетию в августе 2008 года.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Созданная руководством Евросоюза комиссия по расследованию причин августовского конфликта в Закавказье приступила к завершающему этапу работы – составлению итогового доклада на базе собранных ею документов и свидетельств. В большинстве участники комиссии видят ответственность Тбилиси за развязывание военных действий, но вместе с тем делаются попытки снабдить итоговый доклад ссылками на вину Цхинвала и Москвы за их действия в ходе конфликта.
До конца июня группа, работающая в Женеве и возглавляемая швейцарским дипломатом Хайди Тальявини, должна представить свои выводы руководству ЕС в Брюсселе. Корреспондент журнала Spiegel Уве Клусман сумел ознакомиться с еще не преданными гласности документами комиссии и побеседовать с ее членами.
Эти документы, говорится в опубликованном в понедельник репортаже, «прежде всего отягощают президента Саакашвили, но также Кремль и югоосетинское ополчение». Цхинвалу достается за насилие его бойцов в грузинских селах, чему якобы не препятствовали российские войска. Некоторые участники «команды Тальявини» повторяют тбилисскую версию об «агрессии» Москвы или упрекают ее в «чрезмерной интервенции» в Западной Грузии.
Реальные же факты, собранные в ходе расследования, достаточно определенно отвечают на главный вопрос об ответственности за развязывание войны на Кавказе. Задействованные эксперты не нашли никаких подтверждений утверждениям грузинского президента о том, что российская колонна со 150 танками вошла в Южную Осетию вечером 7 августа. По их сведениям, российская армия пришла только 8 августа. Напротив, члены комиссии отмечают, что Саакашвили сконцентрировал 12 000 солдат и 75 танков уже утром 7 августа. Явной уликой воспринимается отказ Тбилиси предоставить комиссии грузинский приказ № 2 от 7 августа 2008 года, считающийся ключевым документом, а также последующие военные директивы.
В ходе расследования, говорится в статье, были собраны высказывания грузинского президента, которые доказывают, что он давно проявлял заинтересованность в военном решении югоосетинского вопроса. Кроме того, высшие чиновники внешнеполитического ведомства в Берлине знают, что немецкий посол Уве Шрам (сейчас он заместитель главы комиссии ЕС по расследованию) предупреждал в своих докладах о склонности Саакашвили к войне.
В итоге «большинство членов комиссии склоняется к выводу, что начал войну нападением 7 августа на Южную Осетию грузинский президент Михаил Саакашвили. Собранные факты, лежащие на письменном столе Тальявини, опровергают саакашвилиевскую версию о том, будто его страна стала невинной жертвой «русской агрессии», – говорится в репортаже.
Британский полковник в отставке Кристофер Лэнгтон, участвующий в расследовании, говорит, что «грузинская мечта разбита, и винить в этом страна может только саму себя». Политолог из Брюсселя Бруно Копитерс считает, что «поддержка Саакашвили Западом, особенно в военной области, невольно содействовала курсу Грузии на конфронтацию».
Единственным членом группы европейских расследователей, который упорно выгораживает Саакашвили и обвиняет Россию в агрессии, является берлинский публицист Йорг Химмельрайх. А вот гамбургский специалист в области международного права Отто Лихтерханд выступает за более дифференцированный подход. Поскольку российские миротворцы находились в Южной Осетии по международному соглашению, то нападение на них давало России право на самооборону и вмешательство.
Составлением заключительного доклада руководству ЕС о причинах войны в Южной Осетии занимается сама Хайди Тальявини. Члены ее команды предсказывают, что она воздержится от резких обвинений какой-либо одной стороны конфликта, учтет, например, позицию Химмельрайха. Последняя служит сохранению для Грузии открытой двери в НАТО, даже несмотря на то, напоминает Spiegel, что «ее вспыльчивый президент в начале июня вновь громогласно говорил о том, что его страна все еще находится в состоянии войны с русским «врагом».
Тем не менее в докладе, по прогнозу корреспондента немецкого журнала, скорее всего будут обойдены молчанием важные обстоятельства конфликта. А именно – уместный вопрос о роли США, поскольку администрация Джорджа Буша на протяжении целого ряда лет оказывала Грузии широкую военную помощь, а 150 американских инструкторов обучали ее армию. «Многие члены комиссии, – сообщает журнал, – хотели бы получить представление о том, что знал посол США в Тбилиси Джон Тефт (ранее советник Национального военного колледжа в Вашингтоне) о марш-приказах Саакашвили». Они также находят заслуживающим внимания признание отвечавшего тогда за Грузию заместителя госсекретаря США Дэниэла Фрида, заметившего в недавней беседе с одним немецким политиком, что в августе 2008 года Саакашвили «вышел из-под контроля».
Но «команда Тальявини», заключает Spiegel, не станет опрашивать американцев. Для этого, признался его корреспонденту один из участников комиссии, «у нашей руководительницы и ЕС отсутствует кураж».