До приезда президента США Барака Обамы в Россию остается меньше месяца, и понятно, что в настоящее время как в Вашингтоне, так и в Москве идет интенсивная работа по подготовке саммита. Очевидно также, что наибольшее внимание в программе переговоров будет уделено проблемам разоружения, нераспространения ядерного оружия, противоракетной обороны, расширения НАТО и т.д. С одной стороны, это естественно, так как ключевые вопросы безопасности на таких переговорах всегда стоят на первом месте. Однако эти темы обсуждались и в советские времена, когда наши страны рассматривали друг друга как смертельных врагов. Сейчас такого противостояния нет, и потому естественно желание эту повестку дня модифицировать.
От прихода Барака Обамы в Белый дом вообще ожидают многого, но проблемы в отношениях между двумя странами настолько многочисленны и сложны, а кредит доверия настолько расшатан, то, чтобы эти ожидания не обернулись обманутыми надеждами и разочарованиями, необходимы свежие идеи и прорывы по новым направлениям.
Пока мы слышим по обе стороны океана лишь многократно повторенные слова о необходимости «перезагрузки», но не пора ли вложить в них конкретное содержание? Если этого не произойдет, то само слово «перезагрузка» скоро девальвируется и превратится в мишень для насмешек и анекдотов.
В нашем материальном мире важнейшую роль в отношениях между странами играет экономика. В то же время объем торгового оборота между Россией и США составил в 2008 году всего 36 млрд. долл., а объем капиталовложений каждой из стран в экономику другой за последние четыре года лишь 12 млрд. долл.
Понятно, что в условиях свободного рынка правительства не могут приказать своим бизнесменам, с кем торговать и куда инвестировать. Тем не менее как у Америки, так и у России при наличии желания и политической воли есть достаточно механизмов для стимулирования этих процессов, например, с помощью разумной налоговой политики.
Энергетика, в том числе и ядерная, естественная область для сотрудничества. Только что заключенное соглашение на сумму 1 млрд. долл. для поставок российского ядерного топлива Америке является прекрасным примером, в каком направлении следует двигаться. Теперь российское топливо будет использоваться для обеспечения энергией около 5 млн. домов в Калифорнии, Техасе и Миссури и одновременно растапливать льдинки даже в сердцах тех, кто до сих пор не избавился от комплексов холодной войны.
Еще одна область, где у России и США огромное поле для взаимовыгодной деятельности, – это научно-техническое сотрудничество. Президент Медведев не устает напоминать о важности инновационных процессов и диверсификации российской экономики, об уменьшении ее зависимости от продажи сырьевых ресурсов. Это – гигантская задача, и мы все должны пожелать ему всяческих успехов на этом пути. Тем не менее следует отдавать себе отчет, что в одиночку России решить эту проблему вряд ли удастся. Средства, которые Россия может себе позволить расходовать на инновационное развитие экономики, несопоставимы по величине с тем, что тратят на эти цели те же Америка, Европа или Япония. Однако тут неожиданно на помощь может прийти та самая утечка мозгов, о которой так все в России сокрушаются.
Действительно, многие российские ученые и инженеры уехали на Запад, но большая часть этой диаспоры внимательно следит за процессами, происходящими в России, а многих связывают с ней деловые и родственные отношения. Ныне в США трудно найти крупную компанию, университет или научную лабораторию, где бы успешно не трудились, и часто на ключевых должностях, выходцы из России. При правильной и разумной политике российских властей можно было бы добиться значительно большего взаимодействия с диаспорой в США на благо позитивных преобразований в России и более тесного сотрудничества двух стран. Наверное, имело бы смысл создание информационного сайта для поиска партнеров, а также регулярные встречи профессионалов как в Америке, так и в России, и тогда разговор о сотрудничестве стал бы более практическим и целенаправленным.
Отрадно то, что Россия вслед за другими странами начала осознавать важность налаживания связей своей диаспоры в США и других странах с метрополией.
На федеральном уровне и по инициативе мэрии Москвы создано несколько структур для работы с соотечественниками, и очень важно, чтобы эти структуры имели четкие цели и задачи и не ограничивались дорогостоящими конгрессами с весьма ограниченным позитивным выходом. Следует более активно вовлекать в совместные проекты тысячи успешных бизнесменов, ученых, инженеров и деятелей культуры диаспоры, многие из которых могли бы активно участвовать в реальных процессах перенастройки российско-американских отношений.
Вашингтон