Главы внешнеполитических ведомств США и России – Хиллари Клинтон и Сергей Лавров – считают, что можно продвигаться единым курсом к разоружению.
Фото Reuters
Если для республиканцев ПРО со времен Рейгана – это вопрос веры, мечта об абсолютной безопасности Америки, то демократы придерживаются более прагматичного подхода. Администрация Обамы сокращает расходы на ПРО на 1,4 млрд. долл. (примерно 15%).
Во-первых, прекращается запланированное администрацией Буша развертывание стратегических ракет-перехватчиков GBI на Аляске. Оборона территории США от удара МБР и БРПЛ ограничивается лишь 30 пусковыми установками для перехватчиков наземного базирования (26 на Аляске и четыре – в Калифорнии).
Во-вторых, прекращается программа MKV, предусматривавшая создание своего рода умной шрапнели, то есть средств поражения большого количества целей, размещенных на одном перехватчике. Особую опасность такая система могла бы представлять при размещении в космосе.
В-третьих, США также прекращают разработку новой стратегической ракеты-перехватчика KEI. Эта система, обладающая повышенной скоростью, могла быть использована не только в качестве замены перехватчиков GBI, но и для перехвата МБР и БРПЛ на разгонном участке.
В-четвертых, администрация Обамы отказывается от закупки второго самолета «Боинг-747», оснащенного химическим лазером. Эта система предназначалась для перехвата баллистических ракет на разгонном участке. Раньше планировалось закупить 20 самолетов с химическим лазером.
Что касается развертывания двухступенчатых ракет GBI в Польше, то Вашингтон не намерен принимать решения в ближайшие три года под предлогом необходимости завершения разработки и испытаний. Прекращение программы KEI сводит к минимуму возможности модернизации ТПР. Внутриполитические проблемы в Чехии поставили под вопрос размещение РЛС в этой стране, а без этого развертывание перехватчиков в Польше теряет смысл.
Вместе с тем Пентагон объявил о намерении продолжить и интенсифицировать разработку и закупки таких систем ПРО, как Aegis и THAAD. Они предназначены для перехвата ракет средней дальности, но в перспективе могут приобрести способность к заатмосферному перехвату стратегических баллистических ракет.
По утверждению генерала О'Рейли, директора Управления противоракетной обороны, американским войскам передового базирования потенциально угрожают более 500 ракет средней дальности и 5400 ракет меньшей дальности (в это число не входят ракеты стран – членов НАТО, а также России и Китая). Поэтому главным приоритетом американской противоракетной программы становится развертывание региональной ПРО. США развернут свыше 1000 ракет-перехватчиков Aegis, THAAD и «Пэтриот-3». Этого вполне достаточно для защиты от угрозы со стороны Ирана и КНДР. Но такая система ПРО не в состоянии эффективно противодействовать стратегическим силам России.
Таким образом, США не намерены отказываться от развертывания противоракетной обороны, однако масштабы и приоритеты ПРО подвергаются значительной корректировке. Можно полагать, что до окончания пребывания Обамы у власти, у США не будет стратегической ПРО, включая эшелон космического базирования, хотя НИОКР по этой тематике будут продолжены.
Официально изменение приоритетов американской ПРО не увязывается с позицией России, а мотивируется финансовыми и техническими соображениями. Однако опубликованный в начале мая с.г. доклад комиссии по стратегическим силам США, которую возглавили бывшие министры обороны Перри и Шлесинджер, четко ставит вопрос о том, что развертывание американской ПРО не должно провоцировать ответное наращивание стратегических ядерных сил России и Китая. Похоже, Обама последовал этому совету.
На встрече президентов в Лондоне была признана взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями. Хотя США не готовы возобновить Договор по ПРО, администрация Обамы пошла на существенные ограничения наиболее дестабилизирующих компонентов стратегической ПРО и произвела «перезагрузку» ПРО. Это создает предпосылки для достижения компромиссных договоренностей.
Между тем наши СМИ продолжают раздувать миф о непреодолимой противоракетной обороне США. Пора прекратить запугивать себя сказками о всемогуществе американского ВПК.
Реалистический анализ возможностей ПРО необходим для того, чтобы определить параметры нового Договора о СНВ. Видимо, уровень в 1500 ядерных боеголовок позволит сохранить стратегическую стабильность в ближайшие годы. Более глубокие сокращения станут возможными только тогда, когда США представят убедительные доказательства замораживания стратегической ПРО на уровне, не превышающем параметры Протокола 1974 года.
Важную роль может сыграть сотрудничество в развертывании региональной ПРО (ПРО на ТВД) для защиты от ракет средней дальности. Такое сотрудничество – реальная альтернатива ТПР. Договоренность России и США может быть юридически оформлена в виде исполнительного соглашения или меморандума о понимании. Тем самым можно частично восполнить отсутствие Договора по ПРО, устанавливая предполагаемые параметры противоракетной обороны.