Международный экономический форум – центральное событие недели в Санкт-Петербурге.
Фото РИА Новости
Россия готовится произвести впечатление Санкт-Петербургским экономическим форумом. Собрав свыше 2 тыс. зарегистрированных участников и дискуссионные секции в составе видных представителей бизнеса и высших правительственных чиновников, организаторы форума рассчитывают продвинуть вперед глобальную дискуссию о формировании новой мировой экономической и финансовой системы.
Сами масштабы мероприятия не могут не привлечь внимания к России, но это не дает основания считать, что таким образом РФ сможет занять одно из первых мест в формировании глобальной политики. Форум выделяется правильным подбором участников, но имеет неверную программу.
Это 13-й ежегодный международный экономический форум в Санкт-Петербурге. На протяжении последних лет важность этого мероприятия и его масштабы возрастали. Однако ныне предпринимается вообще нечто новое. В насыщенной трехдневной программе уже нет темы ведения бизнеса в России. Вместо этого делается попытка скопировать и превзойти Всемирный экономический форум в Давосе, длительное время играющий роль площадки для неформальных обсуждений глобальных проблем с участием руководителей бизнеса и политических лидеров.
Собран сбалансированный состав российских и иностранных участников дискуссий, прежде всего на достаточно высоком уровне председателей правлений и главных исполнительных руководителей всемирно значимых и крупных корпораций. Однако им не обеспечена соответствующая политическая аудитория. Список политических фигур и официальных лиц, участвующих в форуме, включает только президента РФ Дмитрия Медведева, экс-премьера Японии Дзюнъитиро Коидзуми, бывшего канцлера Германии Герхарда Шрёдера и президента Филиппин Глорию Макапагал Арройо. В то же время российское правительство представлено почти всеми вице-премьерами и ключевыми министрами, которые примут участие в дискуссиях. В этих условиях мысли и выводы, к которым придут в ходе обсуждений ключевые фигуры бизнеса, смогут дойти до политических лидеров других стран лишь непрямым путем. В результате трудно будет проследить российское происхождение этих идей.
По сравнению с давосской программа также выглядит по тематике менее выигрышно. В то время как все темы могут быть представлены как «устремленные в будущее», они явно базируются на вопросах правительственной политики и проливают мало света на формирующиеся тренды в частной экономике и социальной жизни.
Правительство России намеревается превратить Санкт-Петербургский экономический форум в инструмент своей политики по достижению глобального лидерства для страны. Оно потратило на это 600 млн. руб. (19,5 млн. долл.) и обеспечило приезд впечатляющей делегации бизнесменов мирового уровня, но, похоже, не воспользовалось этим в должной мере. Вместо разговоров о глобальной политике инвесторы, в которых страна нуждается (даже само российское правительство это признает), хотят получить гарантии безопасности и прибыльности своих проектов в России, быстро теряющей привлекательность по сравнению с другими государствами БРИК и развивающимися странами.
Дело не в том, что российскому правительству нечего сказать по данному вопросу. Напротив, в прошлом году был принят впечатляющий пакет законов, направленных на улучшение делового климата и борьбу с коррупцией. Иностранные инвесторы, к примеру, наверняка хотели бы услышать мнение председателя совета директоров British Petroleum Тони Хейворда, который будет присутствовать на форуме, о рискованном партнерстве с российской ТНК-ВР, однако вместо этого Хейворд будет лишь участвовать в обсуждении цен на нефть.
Амбиции России в области глобальной политики можно было бы удовлетворить, направив дискуссию в сторону наиболее естественных для нее тем, таких как энергетика. Однако такому вопросу, как цены на нефть, посвящена всего лишь краткая двухчасовая дискуссия с участием 20 высокопоставленных делегатов, включая руководителей «Газпрома», BP, ENEL, ENI, Chevron, ConocoPhilips, Royal Dutch Shell, StatoilHydro и «Роснефть». Можно было бы организовать специальную секцию для обсуждения этого вопроса, провести более длительные сессии в более широком формате, предоставив больше времени для этих фигур, которых все слушали бы внимательно и с интересом.
Пока единственный аспект форума, в котором Россия скорее всего продемонстрирует подлинное лидерство, – разнообразная и первоклассная культурная программа. Другими словами, организаторы собрали правильных людей, но использовали их неправильно. Несмотря на то что он называется экономическим, форум безусловно является политическим и по содержанию, и по замыслу организаторов, и это может лишить мероприятие некоторых потенциальных преимуществ.