Предложения по корректировке военной реформы на днях направила руководству страны созданная в июле 2008 года совместная комиссия думского комитета по обороне и военного ведомства страны. Как сообщил «НГ» заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Михаил Бабич, который возглавлял работу комиссии со стороны парламента, «Верховному главнокомандующему – президенту страны и председателю правительства России направлен итоговый документ по изменению ряда направлений, связанных с так называемым новым обликом Вооруженных сил, рассчитанным на период 2009–2010 годов».
Михаил Бабич отказался подробно рассказать о содержании документа. Однако депутат подчеркнул, что в направленных в Кремль предложениях изложена общая позиция депутатов Госдумы, которые считают, «что следует более тщательно продумать структурные изменения Вооруженных сил, системы материально-технического обеспечения, разработать и подготовить законопроекты, на основании которых необходимо вносить те или иные изменения в боевой состав армии и флота».
Собеседник «НГ» отметил, что судьбоносные для армии вопросы Минобороны пытается сейчас решить, что называется, без оглядки на доктринальные документы. Это может обернуться резким снижением боеготовности войск. «Например, для нормативно-правового выполнения мероприятий по переходу к новому облику армии и флота Минобороны должно было подготовить около 40 законопроектов и направить их в Госдуму. Но мы до сих пор не видели этих документов, а преобразования в войсках идут полным ходом», – подчеркнул депутат.
Столь резкая критика из уст депутата-единоросса звучит не в первый раз. К примеру, свое видение направлений военного строительства в стране Михаил Бабич изложил недавно на организованном в редакции «НГ» круглом столе. Тогда он высказался против наделения военного ведомства функциями по продаже армейской недвижимости. Депутат предложил с участием Госдумы и других государственных институтов сформировать нормативную базу в области военного строительства «начиная от концепции безопасности, военной доктрины, а дальше план применения вооруженных сил, план их строительства, мобилизационный план и т.д.». Михаил Бабич, кстати, сторонник увеличения военного бюджета до 3,5% от ВВП страны. Он также против огульного сокращения офицерского корпуса и института прапорщиков, и считает, что все оргштатные преобразования в ВС РФ должны начаться после постановки политическим руководством страны конкретных задач в области обеспечения безопасности. Бабич не подтвердил, но и не опроверг, что данные идеи нашли место в подготовленном совместно с МО РФ комиссией документе по корректировке направлений нового облика ВС РФ, заявив, что «они носят закрытый характер».
Однако обращает на себя внимание тот факт, что документ комиссии подписал и руководитель рабочей группы от Минобороны генерал-лейтенант Анатолий Яковлев, представитель Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил. Впрочем, как считает член комитета по обороне Госдумы адмирал Владимир Комоедов, «военной оппозиции министру обороны Анатолию Сердюкову в Генштабе нет. Комиссия рассмотрела общие концептуальные вопросы военного строительства, и с ними трудно не согласиться». При этом адмирал сомневается, что руководство страны быстро отреагирует на предложения совместной комиссии Госдумы и Минобороны по корректировке облика ВС.
Источник «НГ» в Минобороны утверждает, что предложения Генштаба и Госдумы по изменению направлений военного строительства «всплыли именно сейчас не случайно». Он утверждает, что по-прежнему остается весьма вероятной отставка министра обороны Анатолия Сердюкова. И именно сейчас Кремль имеет шанс поставить разработку реформ в военной сфере под контроль законодательной власти и общества, «на чем настаивает руководство Госдумы и практически все как проправительственные, так и оппозиционные силы страны».