Андрей Макаров требует гарантий безопасности.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Вчера на сайте «Единой России» было выложено выступление депутата Андрея Макарова, прозвучавшее днем ранее на заседании руководства трех партийных дискуссионных клубов. Парламентарий подверг резкой критике некоторые инициативы президента, за которые в тот же день дружно проголосовал Совет Федерации.
Для начала депутат сообщил о побуждениях, толкнувших его на выступление. Он так и сказал: «В принципе все понимают, что назрела широкая дискуссия в обществе о путях выхода из кризиса. Есть понимание того, что решение политических вопросов – это решение вопросов демократии, свободы...» Однако оратор не захотел уточнить, кто эти «все» и у кого «есть понимание». Подразумевалось, что говорит он от имени большинства граждан, озабоченных судьбой страны.
При этом Макаров попросил – снова обойдя вопрос персоналий: «Мы готовы вступить в дискуссию, но пусть нам скажут, что нам за это ничего не будет. Дискуссия должна быть гарантией безопасности». Первым делом Макаров вступился за Думу: «Укрепление исполнительной власти не должно происходить за счет ослабления других ветвей власти... В противном случае это уже не демократическое государство, это государство авторитарное». Макаров взял ответственность за содеянное на себя и коллег по нижней палате: «Мы понимаем, что усилили исполнительную вертикаль в ущерб всем остальным...» Оправдывало Макарова только критическое отношение к случившемуся: «Мне не нравится то, что мы делаем. Мне откровенно это не нравится». Далее были перечислены некоторые стороны отечественной политики, которые произвели на парламентария особенно грустное впечатление, и заодно выяснилось, кого он подразумевает под носителем исполнительной власти: «Участие в дебатах должно быть делом добровольным. Это выбор каждой партии и вопрос традиции – за рубежом если партия не приходит на дебаты, то за нее никто не проголосует. Те же дебаты, которые проходили у нас, выглядят как клоунада. Неучастие в клоунаде иногда работает в плюс. ...Для партии это вопрос ее выбора, как она общается с избирателями...»
Андрей Макаров привел в пример письмо Луначарского Ленину: «Там написано, что в связи с полной безграмотностью нашего народа важнейшим искусством является цирк и кино. Мы превращаем дебаты в цирк. Я против цирка. Этот цирк называется демократией». СМИ, уверен Макаров, «должны писать о том, что интересно людям: «Зачем какой-то козел будет нести ахинею, которая никому не интересна, только потому, что у нас равенство эфирного времени? Это пальба из пушек по воробьям. Мы пытаемся решать некоторые вопросы не теми инструментами». Эта расшифровка диктофонной записи, оказавшаяся в распоряжении «НГ», в тексте сообщения на сайте выглядит несколько иначе, но тоже чрезвычайно выразительно: «Принесет ли пользу равенство эфирного времени для всех партий? СМИ должны писать и показывать то, что интересно людям. А в результате вынуждены будут показывать странные заявления странных людей просто потому, что у них есть квота. Есть опасность, что равенство освещения партий будет воспринято как отказ от задачи развития независимых СМИ...
Не согласен он и с предложением президента предоставить малым партиям места в Думе: «По Конституции, каждый человек имеет право голоса. И эти голоса равны. Если проголосовали за партию, которая прошла, эти голоса поделили и распределили депутатские места. А оказалось, что голоса за тех, кто не прошел, весят больше, чем за тех, кто прошел. Это изображение демократии, но к демократии это не имеет никакого отношения! Надо обеспечить выборы так, чтобы они проходили честно. Кто прошел, тот прошел. Те, кто не прошел, – сидите!»
Макарову очень нравятся выборы губернаторов. Даже несмотря на то, что запрещены они были в период президентства его лидера Владимира Путина: «Укрепление вертикали власти должно привести к возвращению выборов губернатора. Они должны отвечать за население в своих регионах».
Независимый парламент – вот идеал Макарова и спасение от всех мировых зол: «Мы должны начать принимать власть. Разделение властей должно существовать, но нельзя усиливать исполнительную, не усиливая законодательную и судебную. Поэтому в судах побеждает тот, у кого больше денег, и не всегда побеждает государство! Пока мы не решим эти проблемы, мы не сможем решать вопросы о дальнейшей демократизации!»
По мнению президента фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, «эта точка зрения отражает тревогу, которая существует в Государственной Думе, тем, что на высоком уровне осуществляется поддержка определенных сил на либеральном фланге и с сохранением проекта «Справедливая Россия». Это вполне естественная тревожность, которая порадует остальных участников политического процесса».
Заметим: формат обсуждения оказался довольно странным – прессу пригласили весьма выборочно, в основном информагентства. В день заседания его участники отказались предоставить газете стенограмму мероприятия, сославшийсь на ее отсутствие, однако на следующий день цитаты выступлений, приглаженные и выверенные, появились на сайте партии. Сам Макаров отказался говорить с корреспондентом «НГ», сославшись на занятость.