Потребности Афганистана в сфере здравоохранения относятся к числу самых острых.
Фото Reuters
В Москве и Гааге прошли крупные международные конференции, посвященные ситуации в Афганистане. По инициативе президента США Барака Обамы афганская проблема была в центре внимания и на юбилейных сессиях НАТО в Страсбурге и Праге.
Американцы сильно озабочены отсутствием прогресса в военно-политическом решении афганской проблемы и оказывают давление на союзников по НАТО, требуя от них более активного участия в финансировании и операциях в Афганистане. И неудивительно: после семи лет ввода американских войск в Афганистан почти две трети территории страны находятся под контролем талибов – оппозиционных вооруженных формирований. В Вашингтоне начинают понимать, что взрывоопасная ситуация в регионе Южной Азии по азимуту Багдад–Кабул–Исламабад становится для внешней политики США своеобразным Бермудским треугольником.
Афганский наркотрафик превратился в серьезнейшую угрозу безопасности для стран Центральной Азии и Российской Федерации, заявил министр иностранных дел Сергей Лавров, выступивший 27 марта с.г. на московской конференции стран – участниц ШОС. По данным СМИ, стратегические запасы героина в Афганистане составляют около трех тысяч тонн, а по данным Госдепартамента США, ежегодно через Центральную Азию и Россию на Европейский континент наркобароны «поставляют» около 100 т героина. Поэтому противодействие наркоугрозе становится важной задачей государственной безопасности России и соседних стран.
Последние десять лет, как и предыдущие годы, были чрезвычайно трудными и сложными для Афганистана. До сих пор не достигнуты стратегические цели антитеррористической коалиции. О перспективах восстановления в стране мирной жизни и прекращения войны большинство афганцев отзывается скептически. Страну раздирают межэтнические и межклановые противоречия, и она столь же далека от мира и стабильности, как далека от своих целей и международная антитеррористическая коалиция.
Моя профессиональная деятельность хирурга тесно связана с Афганистаном с середины 80-х годов, а с 2002-го я несколько раз побывал в Афганистане по приглашению министра здравоохранения страны и обсуждал с высшим руководством Афганистана проблемы восстановления системы здравоохранения с подписанием плана и протоколов о совместной деятельности.
Возможности российского возвращения в Афганистан в нынешних условиях, когда международное поле деятельности целиком отдано «на откуп» США и их союзникам по НАТО, не так велики, и наше активное участие в восстановлении полностью разрушенной системы здравоохранения явилось достойным и актуальным, приветствуемым как руководством Афганистана, так и населением страны.
Тем самым наше сотрудничество в сфере здравоохранения могло бы стать серьезной политической альтернативой военным действиям, осуществляемым странами НАТО.
В ходе моих поездок в Афганистан состоялись встречи, обсуждения и консультации с первым вице-президентом, министром национальной обороны маршалом М.К.Фахимом, руководителем администрации президента С.Т.Джавадом, с министрами иностранных дел, внутренних дел, здравоохранения, информации, образования и просвещения, по вопросам афганцев, находящихся за рубежом, членами Комиссии по разработке Конституции Афганистана, с выпускниками советских медицинских вузов. Были достигнуты договоренности о создании афгано-российского многопрофильного медицинского центра (выделено здание), о восстановлении Центра травматологии, ортопедии и протезирования в Кабуле с филиалами в Герате, Кандагаре и Джелалабаде (создан нами в 1988 году), о возвращении афганских врачей из России и стран СНГ и создании общества дружбы «Афганистан–Россия».
Я неоднократно информировал руководящие органы РФ о наших предложениях. Однако, к великому сожалению, наши попытки и действия не находят понимания – высшие чиновники государственных структур проявляют индифферентность к упомянутым вопросам, которые без высоких затрат могли бы заметно оживить российско-афганские отношения, находящиеся вот уже двадцать лет в полной стагнации, хотя несколько лет назад мы списали все долги Афганистана, составлявшие примерно 10 млрд. долл.
Я убежден, что упомянутые меры в сфере восстановления системы здравоохранения Афганистана могли бы оказать существенное влияние на поднятие престижа и укрепление позиции нашей страны в Афганистане и в целом в этом неспокойном регионе. К великому сожалению, все эти реальные возможности остаются незамеченными и нерасслышанными. «Вот такие Времена!» – сказал бы Владимир Познер, если бы он включил афганский фактор в одну из своих передач.