Из четырех партий, выдвигавших Дмитрия Медведева в президенты, две политструктуры («Гражданская сила» и Аграрная партия) прекратили свое существование.
Фото РИА Новости
В конце мая Дмитрий Медведев завершит консультации с парламентскими партиями и, по данным «НГ», встретится с представителями трех внепарламентских политструктур. Лидеры малых партий побывают в гостях у главы государства впервые в истории современной России. Медведев обсудит с ними затеянную им политическую реформу. Некоторые эксперты «НГ» объясняют частое общение президента с партиями его стремлением преодолеть глубокое политическое одиночество внутри сложившейся в России политической системы.
До окончания весенней сессии глава государства Дмитрий Медведев планирует интенсифицировать режим общения с политическими структурами – как с парламентскими, так и существующими вне стен Госдумы. В конце мая, в качестве ориентировочной даты называется 28 мая, глава государства завершит цикл консультаций с думскими фракциями. Начиная с апреля Медведев обменялся мнениями с активом «Единой России», «Справедливой России» и КПРФ. Последними для общения с президентом в загородную резиденцию «Барвиха» будут приглашены либеральные демократы во главе с лидером партии Владимиром Жириновским.
Глава думской фракции ЛДПР Игорь Лебедев рассказал «НГ», что члены его партии готовят пять выступлений на антикризисную тематику. Впрочем, ограничиваться только этой темой они не собираются: «Мы также хотели бы поделиться предложениями по развитию отношений со странами СНГ». Не оставят без внимания либеральные демократы и предложенные президентом инициативы по реформированию политической системы. В частности, не устраивают ЛДПР поправки, внесенные в избирательное законодательство, и недавно подписанный президентом закон о равном доступе парламентских партий к СМИ.
Администрации президента, по информации «НГ», дано поручение разработать формат встреч с партиями-малышами. После преобразования политического пространства, закончившегося накануне прошлого года, в стране остались лишь три непарламентские структуры: «Правое дело», «Яблоко» и «Патриоты России». Эти партии и удостоятся общения с президентом. Встречи с главой государства, как ожидается, пройдут еще до окончания весеннего политического сезона.
Лидеры малых партий, несказанно обрадованные вниманием, которое готов проявить к ним глава государства, хотели бы поделиться с ним своими антикризисными инициативами, а также попросить не останавливаться на достигнутом и продолжить модернизировать политическую систему в стране. «Я бы с президентом говорил об отмене регистрации. Кроме того, комиссия по модернизации должна добиться того, чтобы государственный аппарат работал в соответствии с требованиями современного времени и соблюдал прозрачность процедур», – поделился с «НГ» своими соображениями сопредседатель партии «Правое дело» Георгий Бовт. Что же касается политической реформы Медведева, тут, на его взгляд, необходимо подумать, как продолжить процесс ее усовершенствования: «Например, для зарегистрированных партий вообще отменить сбор подписей на выборах, барьер снизить до 5%».
Лидер «Яблока» Сергей Митрохин мечтает рассказать главе государства о подготовленной его партией законодательной инициативе: обязать естественные монополии, а также организации, получающие помощь из федерального бюджета, полностью раскрывать свою коммерческую информацию. «Мы предлагаем вывести их из-под действия закона о коммерческой тайне. Чтобы граждане понимали, за что с них берут каждый квартал повышенную плату за коммунальные услуги. И какие бонусы выплачиваются руководителям этих предприятий. Это могло бы стать настоящей антикризисной мерой», – говорил лидер «Яблока». А вот к политической реформе президента у Митрохина имеются серьезные претензии. В частности, его абсолютно не устраивает тот факт, что в законе о равном доступе к СМИ парламентских партий не учтены интересы малых партий.
Не успокаивает яблочника и то, что малые партии в преодолении пятипроцентного барьера на выборах смогут иметь своих представителей в Госдуме и на них будет распространяться действие этого закона. «Чтобы закон распространялся и на нас, нам прежде надо избраться в Госдуму. А как избраться, если у нас нет возможности выступать на ТВ?» – посетовал Митрохин.
У руководителя департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислава Туровского есть два объяснения, почему президент так активен в отношениях с партиями: «Есть простая часть. По инициативе Медведева было принято решение расширить круг партий, которые попадут в Госдуму, поэтому здесь логично, если он хочет встретиться с теми, кто, предположительно, мог бы попасть в Госдуму. Второе объяснение – Медведеву нужны союзники. Его главная проблема – одиночество в политической системе. Видимо, он инстинктивно стремится преодолеть это одиночество».
На взгляд замдиректора Института социальных систем Дмитрия Бадовского, мотивы президента прежде всего продиктованы тем, что в условиях кризиса власть и государство ищут возможности всеобщей политической консолидации. Это сейчас не столько мобилизационная электоральная задача, сколько поиск и возможного диалога. Впрочем, по мнению эксперта, на перспективу это может иметь значение для следующего электорального цикла в смысле наращивания дополнительных контактов для электоральной поддержки: «Любой политик всегда будет подразумевать такую возможность».
«В кризис, если не обращать внимания на настояния меньшинства, если не выстраивать диалог с оппозицией, она может стать радикальной, поэтому надо предпринимать реальные шаги навстречу оппонентам, демонстрировать обществу консолидацию», – согласился с коллегой заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его словам, Медведев, не так давно появившийся в поле публичной политики, хочет понять, кто из политических игроков чего стоит и что каждый из них может предложить: «Встречи – это не только демонстрация диалога, но и попытка получить альтернативный взгляд на те или иные процессы».
Между тем участившееся общение Медведева с политическими «малышами» может свидетельствовать и о намерении главы государства нащупать более прочную опору в партийной среде. Напомним, выдвигали Дмитрия Медведева четыре партии, две из которых сегодня отсутствуют на политической сцене вообще (аграрии и «Гражданская сила»), а две оставшиеся не спешат демонстрировать поддержку инициатив своего высокопоставленного протеже. Думская фракция «Единой России», к примеру, явно не торопится принимать кремлевские законопроекты. Самый свежий пример – законопроект об отчетах правительства перед парламентом, рассмотренный в конце весенней сессии и отодвигающий это важное мероприятие на осень.
Не слишком сблизился Дмитрий Медведев за прошедший год его президентства и с другой структурой – «Справедливой Россией», лидер которой Сергей Миронов остается верным членом команды нынешнего премьера. В результате прежняя, казалось бы, прочная опора главы государства размывается и может быть снова консолидирована в случае необходимости лишь по инициативе Владимира Путина. Никаких своих людей у Медведева как не было, так и нет. Как отмечает в беседе с корреспондентом «НГ» член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров, через год правления президент так и не обзавелся влиятельной и достаточно многочисленной командой: «Тогда эксперты и политики называли, отвечая на этот вопрос, нескольких персон, которые учились вместе с Медведевым. Те же люди и сейчас от него недалеко. Но ни на одного человека команда президента не приросла и ни в одну из сфер она реально не расширилась».