Законопроект о ежеквартальном антикризисном отчете правительства и Центробанка перед Госдумой сегодня во втором чтении рассматриваться не будет. Обсуждение перенесено на пятницу. Впрочем, отсрочки и проволочки сопровождают эту инициативу руководства фракции ЕР с самого начала. А тот текст, который теперь предлагается на окончательное голосование депутатов, вообще дезавуирует саму идею оперативного контроля над действиями исполнительной власти.
Ведь самый первый отчет правительства Госдума сможет рассмотреть только осенью. Причем, как указывается в варианте, предлагаемом ко второму чтению, сразу за два первых квартала 2009 года и последний квартал 2008-го. В этом случае депутаты получат такой огромный объем цифрового материала, который не изучить, не проанализировать толком у них, скорее всего, не получится. А ведь смысл законодательной инициативы руководства фракции ЕР заключался прежде всего в том, что в обмен на огромные дополнительные полномочия, полученные правительством, оно должно было подробно – чуть ли не копеечных расходов – информировать парламент о потраченных государственных средствах. Закон, кстати, предполагалось применять всего лишь в течение 2009 и первой половине 2010 года, а это значит, что половина отведенного для него срока уже фактически потеряна.
Правда, по сравнению с его первоначальной редакцией, которая не предполагала очной беседы законодателей и исполнителей, теперь в нем присутствует жесткая норма. Госдума должна заслушать доклад правительства и Счетной палаты в обязательном порядке, а выступление главы ЦБР – в факультативном. Впрочем, как уже показала практика, даже устный доклад, например, председателя правительства, который, как известно, отчитывался перед Думой в апреле, может оставить больше вопросов, чем дать ответов. Судя по всему, так будет и предстоящей осенью: депутатам расскажут о действиях и решениях, на которые они уже никак не смогут повлиять.
Проект закона "Об отчете правительства о реализации мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики РФ" был внесен первыми лицами фракции ЕР еще в конце января. Экономический кризис в то время был не просто наконец-то признан руководством стран – оно уже предприняло массированные антикризисные меры. В экономику были направлены триллионы рублей, а исполнительная власть получила от парламента дополнительные полномочия добавлять денег столько, сколько нужно. Тем не менее, первое чтение законопроекта, призванного осуществлять минимальный надзор за правительственными решениями, состоялось лишь в конце марта. По данным "НГ", первое чтение было отсрочено во многом из-за отрицательной позиции Минфина, который и должен был, в соответствии с проектом, заниматься сбором и представлением для депутатов информации об антикризисных действиях кабинета министров.
Второе чтение тоже сразу же начало "подвисать". Весь апрель о его возможной дате не было слышно ничего. Как пояснил "НГ" координатор фракции КПРФ Сергей Решульский, именно поэтому коммунисты решили спрашивать о судьбе закона чуть ли не на каждом пленарном заседании. Сначала никакого конкретного ответа думское большинство им не давало. Но вот в прошлую пятницу на очередной вопрос, где же закон об антикризисных отчетах, спикер ГД Борис Грызлов заявил, что в течение мая он обязательно будет принят. И действительно, второе чтение была запланировано на сегодняшний день. Однако президиум фракции ЕР в понедельник поставил эту дату под вопрос, а вчерашний Совет нижней палаты окончательно определил, что голосование пройдет в пятницу. По словам Решульского, представитель правительства на Охотном ряду Андрей Логинов дал понять, что отдельные моменты текста до сих пор не согласованы. Хотя в думской компьютерной базе и текст закона, и все необходимые таблицы с поправками уже размещены. Кстати, сегодня КПРФ опять планирует задать свой дежурный вопрос – что же там не так?
Хотя, по данным источников "НГ" в Госдуме, "не так" содержится в самом факте появления такого законопроекта. По некоторым данным, его инициировало окружение Дмитрия Медведева, при этом над текстом работал помощник президента Аркадий Дворкович. Вроде бы с правительством даже не было предварительного согласования, из-за чего и случилась такая долгая пауза перед первым чтением. Но потом, когда Владимир Путин лично убедился в том, что отчитываться перед нашим парламентом – это в принципе не слишком сложное дело, отмашка на принятие законопроекта в целом все-таки была дана.