0
703
Газета Политика Интернет-версия

19.05.2009 00:00:00

На распутье

Александр Караваев

Об авторе: Александр Валерьевич Караваев - политолог Информационно-аналитического центра МГУ.


В составе КСОР ОДКБ военные Казахстана.
Фото Виктора Литовкина

В новейшей «Стратегии национальной безопасности России до 2020 года» структура Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) упоминается в ряду других организаций региональной и субрегиональной координации на пространстве СНГ, внимание к которому выносится стратегией на второе-третье место после задачи ядерного сдерживания и проблем безопасности российских граждан в широком смысле. При этом ранг упоминания структуры достаточно высокий, ОДКБ рассматривается в качестве «главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Перечисленные задачи в значительной степени пересекаются с целями гражданских и специальных ведомств стран-участников, а не исключительно с армейскими.

В то же время под эгидой Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ формируется небольшая военная группировка около 10 тыс. человек из состава 98-й дивизии ВДВ, дислоцированной в Иванове, 31-й десантно-штурмовой бригады города Ульяновска и десантно-штурмовой бригады Казахстана. Перспективных задач дальнейшего расширения и качественного усиления КСОР не оглашалось. Также нет ответа на вопрос, включат ли в состав ОДКБ части ВВС и ПВО, что могло бы усилить ударную составляющую и международный авторитет организации. Скорее всего в этом нет необходимости, учитывая, что решение миротворческих задач и совместное использование сил упирается в отсутствие политического консенсуса относительно реальных мест проведения этих операций у лидеров ядра организации (Москва–Астана), не говоря о других участниках. Парадоксально, но практика применения КСОР ОДКБ видится более реальной за границами СНГ, вдали от острых проблем общего наследства.

Ответ на вопрос: «Что такое ОДКБ?» – остается неполным. Это уже больше, чем просто координационно-штабная структура, но далеко не реальная коллективная организация нескольких стран. Если посмотреть немного шире, то видно, как много задач ОДКБ пересекается с другой родственной, но более авторитетной и мощной организацией – Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Очевидно, что с развитием последней в регионе Центральной Азии обеим структурам придется провести разграничение задач и полномочий.

Таким образом, пока мы можем сформулировать лишь аморфное и «мягкое» определение – эта организация по мерам доверия в военной области части государств СНГ. Равно с другими межгосударственными структурами находится в кризисе из-за отсутствия глубокого запроса на социально-экономическую интеграцию этих государств.

Какая роль ОДКБ в российской внешней политике? В реальности очень небольшая. Безусловно, существует многолетняя линия заявлений на высшем уровне плюс ряд законодательных действий, имеющих результаты в виде начала военно-технического сотрудничества и организации общевойсковой координации стран-участников в период общих учений. Но все это не является значительным элементом или механизмом российской внешней политики. В президентство Путина ОДКБ пытались выдвигать на первый край взаимодействия с НАТО. Дмитрий Медведев упоминает ОДКБ в ряду тех элементов безопасности и новых геополитических реалий, что должны быть отражены в обновленной «матрице безопасности» России и Европы.

Но у атлантического военного партнерства свои критерии того, с кем вступать в дискуссии. Давайте представим себя на минуту в роли НАТО. Тогда в лице ОДКБ мы имеем дело с очень слабой и крайне зыбкой организацией безопасности, позиционирующей себя как союз нескольких не вполне дружных государств постсоветского пространства. Есть ядро ОДКБ – это Россия, ядерная держава второго уровня и относительно самостоятельный геополитический субъект на восточных границах ЕС и НАТО. Но это не дает ОДКБ никаких преимуществ. НАТО проще и удобнее вести отношения с ядерной Россией, имеющей трудные отношения с партнерами на своих черноморских, кавказских и азиатских границах. Диалог с Россией НАТО необходим. Однако в Вашингтоне и Брюсселе не видят смысла, зачем давать России такое преимущество, как вступление в дипломатические отношения с ОДКБ, тем самым поднимая статус этой организации. Им это не выгодно, учитывая, что остальные участники ОДКБ не против собственных отношений с НАТО. Но позиция Кремля заставить если не принять ОДКБ на равных, то увидеть эту организацию так, как видят его официальные документы Кремля, – мощной евразийской организацией, пока вписывается в общий контекст внешней политики РФ.

ОДКБ пока не оформилась в жесткий каркас, ее участники эволюционируют, так же как и геополитическое пространство СНГ находится в динамичной среде, которой трудно управлять. Наконец, ОДКБ – это организация, армия главного субъекта которой находится в процессе глубоких преобразований. Значит, и ОДКБ выйдет из этого периода к 2020 году в ином виде. Развилка этого выхода может быть достаточна велика: от полного сворачивания до кардинального видоизменения организации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1472
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3372
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2462
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1978

Другие новости