В составе КСОР ОДКБ военные Казахстана.
Фото Виктора Литовкина
В новейшей «Стратегии национальной безопасности России до 2020 года» структура Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) упоминается в ряду других организаций региональной и субрегиональной координации на пространстве СНГ, внимание к которому выносится стратегией на второе-третье место после задачи ядерного сдерживания и проблем безопасности российских граждан в широком смысле. При этом ранг упоминания структуры достаточно высокий, ОДКБ рассматривается в качестве «главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Перечисленные задачи в значительной степени пересекаются с целями гражданских и специальных ведомств стран-участников, а не исключительно с армейскими.
В то же время под эгидой Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ формируется небольшая военная группировка около 10 тыс. человек из состава 98-й дивизии ВДВ, дислоцированной в Иванове, 31-й десантно-штурмовой бригады города Ульяновска и десантно-штурмовой бригады Казахстана. Перспективных задач дальнейшего расширения и качественного усиления КСОР не оглашалось. Также нет ответа на вопрос, включат ли в состав ОДКБ части ВВС и ПВО, что могло бы усилить ударную составляющую и международный авторитет организации. Скорее всего в этом нет необходимости, учитывая, что решение миротворческих задач и совместное использование сил упирается в отсутствие политического консенсуса относительно реальных мест проведения этих операций у лидеров ядра организации (Москва–Астана), не говоря о других участниках. Парадоксально, но практика применения КСОР ОДКБ видится более реальной за границами СНГ, вдали от острых проблем общего наследства.
Ответ на вопрос: «Что такое ОДКБ?» – остается неполным. Это уже больше, чем просто координационно-штабная структура, но далеко не реальная коллективная организация нескольких стран. Если посмотреть немного шире, то видно, как много задач ОДКБ пересекается с другой родственной, но более авторитетной и мощной организацией – Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Очевидно, что с развитием последней в регионе Центральной Азии обеим структурам придется провести разграничение задач и полномочий.
Таким образом, пока мы можем сформулировать лишь аморфное и «мягкое» определение – эта организация по мерам доверия в военной области части государств СНГ. Равно с другими межгосударственными структурами находится в кризисе из-за отсутствия глубокого запроса на социально-экономическую интеграцию этих государств.
Какая роль ОДКБ в российской внешней политике? В реальности очень небольшая. Безусловно, существует многолетняя линия заявлений на высшем уровне плюс ряд законодательных действий, имеющих результаты в виде начала военно-технического сотрудничества и организации общевойсковой координации стран-участников в период общих учений. Но все это не является значительным элементом или механизмом российской внешней политики. В президентство Путина ОДКБ пытались выдвигать на первый край взаимодействия с НАТО. Дмитрий Медведев упоминает ОДКБ в ряду тех элементов безопасности и новых геополитических реалий, что должны быть отражены в обновленной «матрице безопасности» России и Европы.
Но у атлантического военного партнерства свои критерии того, с кем вступать в дискуссии. Давайте представим себя на минуту в роли НАТО. Тогда в лице ОДКБ мы имеем дело с очень слабой и крайне зыбкой организацией безопасности, позиционирующей себя как союз нескольких не вполне дружных государств постсоветского пространства. Есть ядро ОДКБ – это Россия, ядерная держава второго уровня и относительно самостоятельный геополитический субъект на восточных границах ЕС и НАТО. Но это не дает ОДКБ никаких преимуществ. НАТО проще и удобнее вести отношения с ядерной Россией, имеющей трудные отношения с партнерами на своих черноморских, кавказских и азиатских границах. Диалог с Россией НАТО необходим. Однако в Вашингтоне и Брюсселе не видят смысла, зачем давать России такое преимущество, как вступление в дипломатические отношения с ОДКБ, тем самым поднимая статус этой организации. Им это не выгодно, учитывая, что остальные участники ОДКБ не против собственных отношений с НАТО. Но позиция Кремля заставить если не принять ОДКБ на равных, то увидеть эту организацию так, как видят его официальные документы Кремля, – мощной евразийской организацией, пока вписывается в общий контекст внешней политики РФ.
ОДКБ пока не оформилась в жесткий каркас, ее участники эволюционируют, так же как и геополитическое пространство СНГ находится в динамичной среде, которой трудно управлять. Наконец, ОДКБ – это организация, армия главного субъекта которой находится в процессе глубоких преобразований. Значит, и ОДКБ выйдет из этого периода к 2020 году в ином виде. Развилка этого выхода может быть достаточна велика: от полного сворачивания до кардинального видоизменения организации.