Президент России внес в Госдуму пакет законопроектов, касающихся реформы судебной системы. Ключевой из них предусматривает изменение порядка избрания председателя Конституционного суда (КС) РФ аналогично тому, что действует в развитых демократических странах.
По предложению Дмитрия Медведева председатель КС, а также его заместители должны не избираться самими судьями КС, как это происходит сейчас, а назначаться Советом Федерации по представлению президента. Законопроект предусматривает упразднение должности судьи-секретаря КС, зато вводит должность еще одного зампреда главного суда РФ. Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству единоросс Владимир Плигин, комментируя предложения президента, ссылается на мировой опыт.
«Единого общемирового стандарта формирования органов судебной власти не существует, однако практика утверждения в должности председателей Верховного или Конституционного судов законодательным органом власти по представлению высшего руководителя государства достаточно широко распространена».
«Например, в Австрии, Франции, Чехии, Словакии и ряде иных государств вопрос о руководителе органа конституционного правосудия решает глава государства, – продолжает Плигин. – В Польше председателя и вицe-прeдсeдатeля Кoнституциoннoгo трибунaлa назначает президент из числа кандидатов, представленных общим собранием его судей, в Испании председатель КС назначается королем».
Такой порядок, говорит Владимир Плигин, не ограничивается европейским континентом: «В США, где специальный орган конституционного правосудия отсутствует, функции конституционного контроля де-факто выполняются Верховным судом, состоящим из девяти судей, назначаемых президентом США по согласованию с Сенатом. Председатель Верховного суда также назначается президентом по согласованию с Сенатом. Судьи находятся в должности пожизненно, они могут уйти в отставку по достижении 75-летнего возраста», – сообщает глава думского комитета.
Известный адвокат, член Общественной палаты Анатолий Кучерена подтверждает: «Во многих европейских странах такая практика существует. Речь идет о представлении президентом кандидатуры на должность председателя Конституционного суда. Но последнее слово за Советом Федерации – по закону именно Совет Федерации будет назначать председателя КС и его заместителей. И в данном случае я не вижу оснований не доверять парламенту, не доверять Совету Федерации при назначении на должность председателя Конституционного суда того или иного кандидата», – заявил Анатолий Кучерена.
«Логика этого решения продиктована стремлением президента и законодателей иметь более стройную систему судебной власти», – считает президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов. Он тоже отмечает, что предложение российского президента находится в русле мировой практики.
«Предлагаемая система мне представляется почти идентичной американской, – говорит политолог. – Системы есть самые разные. Во Франции председателя Конституционного суда назначает президент. В Германии, наоборот, парламент. Но в любом случае, так или иначе формирование высшего эшелона судебной власти происходит с участием двух других ветвей власти. Собственно, это обеспечивает демократизм процедуры, как и подведение законодательных и конституционных норм в отношении этого», – считает Вячеслав Никонов.
В целом эксперты сходятся во мнении, что внесенный президентом Медведевым пакет судебных поправок – очередной и очень серьезный шаг к продолжению заявленной им в качестве одного из своих приоритетов реформы российской судебной системы.
Кроме того, эксперты обращают внимание на то, что предложенный президентом принцип формирования Конституционного суда давно действует в отношении Верховного и Высшего арбитражного судов. Что дало основание вице-президенту Центра политической конъюнктуры России Виталию Иванову назвать поправки в закон о Конституционном суде «абсолютно логичными». «Председатель Арбитражного суда, председатель Верховного суда назначаются Советом Федерации по представлению президента, – говорит эксперт. – Конституционный суд – один из трех высших судов. Если два назначаются одним порядком, то логично, чтобы третий назначался этим же порядком», – уверен политолог.
Председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников отмечает: «Процедуры назначения всех главных судей приводятся в единообразный вид». Что касается устранения должности судьи-секретаря КС и учреждения второй должности замглавы суда, то Крашенинников считает эту поправку логичной и обоснованной, поскольку сегодня секретарь КС «фактически выполняет функции заместителя председателя».
Председатель Госдумы Борис Грызлов, отмечая, что «предложенный президентом страны механизм соответствует мировой практике», выразил уверенность: «Внесение кандидатур президентом еще более повысит статус этих ответственных должностей». Спикер ГД также заявил, что парламентское большинство поддержит инициативы Дмитрия Медведева.