Валерий Зорькин может расстаться с уютным креслом раньше срока.
Фото ИТАР-ТАСС
В суматохе майских праздников законопроект Дмитрия Медведева об изменении порядка формирования руководства Конституционного суда оказался почти незамеченным. Новая процедура предусматривает утверждение председателя КС и двух его заместителей Советом Федерации по представлению президента. Эксперты рассматривают эту инициативу главы государства как попытку формирования собственной команды в высших судебных инстанциях страны и предсказывают серьезные кадровые перемены в недалеком будущем. Они едины во мнении – реформа укрепит позиции Дмитрия Медведева в рамках тандема.
Сегодня председателя КС выбирают сами судьи. После вступления в силу нового закона подбором кандидатуры главы Конституционного суда и двух его заместителей займется лично президент. Который предложит их на утверждение Совету Федерации. Приравняв таким образом процедуру назначения к существующему порядку в отношении Верховного и Высшего арбитражного судов.
Процедура выглядит недемократичной и, казалось бы, противоречит многочисленным заявлениям Дмитрия Медведева либерального толка. Однако речь, по-видимому, идет не столько об укреплении вертикали власти, сколько о попытке расширения сферы личного влияния президента. Хотя многие эксперты сомневаются в эффективности принятых мер.
К примеру, эксперт Института государства и права Елена Виноградова считает, что прежняя система себя оправдывала: «У нас было три председателя – и ни одного неудачного. Все они были профессионалами самого высшего класса. Включая Валерия Зорькина, которого только что переизбрали – тем же самым тайным голосованием. Когда профессионалы выбирают руководителя из своей среды – это залог высокого качества решений. К примеру, с Зорькиным судьи вместе работают много лет. Это значит, что все эти годы он вызывал их уважение отнюдь не административным ресурсом».
Объяснения парламентариев на этот счет трафаретны и малоубедительны. Председатель комитета ГД по конституционному законодательству Владимир Плигин в качестве единственного довода в пользу инициативы Медведева сослался на необходимость унифицировать законодательство в этой области. При этом он не смог ответить на вопрос – чем плоха была старая система. И туманно намекнул на некие изменившиеся обстоятельства, которые побуждают подходить к вопросу формирования Конституционного суда с новыми мерками. Впрочем, эти самые обстоятельства он тоже отказался конкретизировать: «Иногда целый ряд вопросов при организации тех или иных систем не решается с точки зрения «годится – не годится».
Между тем глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский напоминает – именно КС выносит решение о конституционности или неконституционности законов: «Это чрезвычайно важная инстанция. Президент заинтересован в высокой степени предсказуемости поведения суда – в пределах его полномочий. Это – дополнительная страховка, призванная исключить превращение КС в политического игрока. Президент должен быть уверен, что председатель не толкнет суд в сторону текущей политической игры. Это внесение дополнительных страховок. И, разумеется, это символически дополнительная прерогатива президента. Поскольку председатель КС – это некий символ высшей судебной власти в стране. Это укрепляет верховный статус президента».
Судебная система – одна из важнейших для Медведева сфер деятельности, указывает руководитель Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская. Она уверена, что речь идет о формировании Медведевым собственной команды, которой президенту не хватало с самого начала его деятельности на посту главы государства: «Если где-то и сконцентрированы его люди сегодня, кроме «Газпрома», то это судебная система. Причем на разных уровнях – и на региональном, и на федеральном. Это его друзья, люди, с которыми он учился и работал. Это распределение обязанностей произошло не сегодня. И то, что Медведев будет укреплять свою команду именно с этой части, где он силен, это логично и очевидно, это нормально. Он укрепляет свой лагерь, а Путин остается при своих – пока».
В судебной системе, отмечает Крыштановская, очевидно, будет и омоложение кадров: «Это относится ко всей судебной системе – следует ожидать смены кадров на руководящих постах всех высших судов. Я по крайней мере этого ожидаю».
«Это, конечно, отступление от его принципов, которые декларировались, во всяком случае», – так высказался об инициативе президента в беседе с корреспондентом «НГ» руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. По мнению эксперта, единственная цель Дмитрия Медведева в этом случае – убрать с поста Валерия Зорькина. Гонтмахер напоминает – в 2003 году кандидатура нынешнего председателя КС победила вопреки воле администрации президента. И теперь Медведев хочет исключить вероятность повтора инцидента: «Видимо, другими методами он свое решение провести не может. Другими способами снять Зорькина просто невозможно, и он там будет вечен... Я не исключаю возможной досрочной отставки нынешнего председателя, и тогда те же судьи могут сесть и избрать не того, кого нужно. А у Медведева наверняка есть конкретные планы в отношении конкретного человека». Видимо, речь идет о смене поколений, добавил политолог: «Медведев заинтересован в том, чтобы во главе всех высших судов страны стояли новые люди».
С Гонтмахером согласен председатель комиссии по законодательной деятельности партии «Правое дело» Борис Надеждин: «По всей видимости, Зорькин собрался на пенсию. И каждый раз, когда возникает такая тема, российская власть начинает проявлять повышенный интерес, как это все устроить. Состав конституционных судей поменять нельзя. Там единственный способ перестать быть судьей – уйти на пенсию. У Медведева есть человек, которого хотят ввести в КС вместо Зорькина. Однако этот человек для суда настолько новый, что шанса, что его выберут нынешние судьи, нет никакого. Поэтому, естественно, меняется порядок. Ведь все правление Путина – это разрушение институтов и создание системы ручного управления. Медведев в этом плане – верный путинец. Конечно, его риторика более приятна уху либеральной общественности, но практические действия пока в другом русле идут».
Советнику председателя Совета Федерации и депутату Госдумы трех созывов Сергею Попову кажется некорректным спавнивать КС с Верховным и Высшим арбитражным судами: «Конституционный – не очень большое учреждение. Работу его председателя лучше всего видят коллеги-судьи. Если он работает плохо, то выборы проводятся раз в три года и его могут заменить. В предлагаемой системе председатель КС будет фактически зависеть от президента страны и Совета Федерации, то есть от руководителей тех органов, работу которых оценивает Конституционный суд».
Имя преемника Валерия Зорькина пока не произносится, однако можно предположить, что возможным кандидатом на освобождающийся пост станет один из бывших преподавателей Дмитрия Медведева. Ректора Санкт-Петербургского университета Николая Кропачева вместе с коллегой из МГУ Виктором Садовничимпрезидент 12 марта пригласил в Горки, чтобы обсудить проблемы высшего образования. Ученые мужи поделились с президентом преподавательскими нуждами и получили полную поддержку планов. Более того, Медведев предложил тогда: «Если потребуются какие-то решения по линии Минфина, давайте я дам поручение».