Вчера быстро прошел внеочередной съезд Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО–ДОСААФ), который изменил ее статус с общественного на общественно-государственный. Был избран центральный совет в составе 150 человек во главе с генерал-полковником Сергеем Маевым, покинувшим ради этого должность директора Федеральной службы по оборонному заказу. Теперь РОСТО – фактически филиал Минобороны. Пятилетняя борьба генералов за обладание общественным имуществом, оцениваемым в триллион рублей, увенчалась успехом. «НГ» писала об этом 27.04.09.
22 апреля президент Дмитрий Медведев провел в Рязани заседание президиума Госсовета, посвященное допризывной подготовке молодежи. Здесь он заявил, что РОСТО в 25 раз снизила подготовку допризывников. Правда, в информации, которую предоставило ему Минобороны, не сказано, что на эту подготовку государство давно перестало давать деньги. Но РОСТО все же продолжало их подготовку.
Президенту также не понравилось, что РОСТО сдает свои территории и помещения в аренду, а не использует для подготовки призывников. «Если все это распродать, то и готовить их негде будет, – заявил президент. – Это все нужно обязательно сохранить, здесь должна быть разумная государственная программа. Это когда-то на народные деньги создавалось». Каковы суммы вложений народа и когда они делались, Дмитрий Медведев не пояснил, но все 80 лет существования ОСОАВИАХИМ–ДОСААФ–РОСТО, будучи общественной организацией, зарабатывала деньги сама. И на эти средства строились автодромы, тиры, аэроклубы и проч. Минобороны платило только за подготовку призывников. При этом, если экзамены по специальности призывник не сдавал, деньги РОСТО за него возвращала. Впрочем, помимо Минобороны заказчиками выступали Минтранс, Росспорт, Минобрнауки, местные власти.
Однако Дмитрия Медведева снабдили информацией, что все имущество служит исключительно подготовке призывников и над ним нависла угроза расхищения. «Или мы это все сделаем разумным образом за короткое время, или судьбой этой организации будут заниматься уже другие органы, в том числе правоохранительные», – недвусмысленно пообещал президент. Поскольку сам гарант Конституции сказал такие слова, РОСТО немедленно капитулировала.
С советских времен РОСТО–ДОСААФ служила «запасным аэродромом» для отставных генералов. Именно выходцы из аппарата Минообороны «рулили» общественным имуществом и финансами. Они же были у власти в РОСТО, когда в 1990-е рухнула система подготовки призывников и началось отчуждение общественной собственности. Но несколько лет назад, когда разорившие РОСТО отставники ослабили хватку, к руководству организацией пришли люди, которые прекратили разбазаривание имущества, начали восстанавливать оборонно-спортивную работу. Минобороны спохватилось и начало борьбу за подчинение РОСТО на основе законодательных решений.
Когда в связи с нынешней армейской реформой началось массовое сокращение генералов и полковников, рейд на РОСТО резко усилился. Одногодичный срок службы по призыву послужил основанием для требования передать Минобороны материальную базу подготовки призывников. Для убедительности военные почти повсеместно запретили полеты авиации РОСТО, остановив летную и парашютную подготовку. И прекратили финансировать подготовку призывников по воинским специальностям. Но теперь, когда организация в надежных руках, 7–9 бюджетных миллиардов в год снова пойдут в них по назначению.