У ЕС пока нет готового решения проблемы водопользования в Центральной Азии.
Фото предоставлено посольством Узбекистана в РФ
В опубликованной 20 апреля в «НГ» статье «Брюссель против огромных плотин» выборочно и вне контекста процитированы мои высказывания по проблеме водопользования в Центральной Азии, что искажает представление о позиции Евросоюза. Чтобы исправить возникшее недопонимание, сообщаю ключевые элементы, которые я неоднократно озвучивал в ходе своих последних визитов в Центральную Азию.
Для ЕС вопрос воды является приоритетным, что надлежащим образом отражено в европейской «Стратегии для нового партнерства в Центральной Азии», принятой на высшем уровне в июне 2007 года.
На протяжении многих лет Евросоюз, начав с программ сотрудничества, финансируемых Еврокомиссией и странами – членами ЕС, пытается продвигать конкретные решения, способствовать пониманию темы и создавать благоприятные условия для регионального сотрудничества.
У ЕС есть богатый опыт в данной сфере, поскольку территория сообщества изрезана многочисленными реками, пересекающими границы. Это позволило союзу выработать правила, процедуры и структуры для сотрудничества, которые работают на благо всех.
Одновременно ЕС не скрывает, что у него нет готового решения для Центральной Азии. Опыт с Рейном или Дунаем нельзя напрямую применить к Амударье или Сырдарье. Необходимо максимально учитывать особенности региона. Мы далеки от того, чтобы навязывать собственную модель или вставать на чью-либо сторону. Евросоюз позиционирует себя как помощника, готового оказать конкретное содействие в поиске решений, которые должны исходить из самого региона.
В этом духе ЕС выдвигает две очень простые рекомендации:
– первый этап на пути к достижению хорошего регионального сотрудничества предусматривает организацию в каждой стране «национального диалога по воде», который позволит учесть все аспекты, чтобы произвести инвентаризацию возможностей и потребностей, достижений и недоработок;
– после того как начнется эта работа, станет легче организовать методичное взаимодействие между всеми странами региона, положение которых, очевидно, очень разное, но которые по сути своей взаимозависимы и нуждаются в единых правилах.
В Центральной Азии вода необходима как для производства энергии, так и для нужд сельского хозяйства, и этот вдвойне важный вызов будет сохраняться всегда. Потепление климата лишь придает ему остроты. Таким образом, необходимо, чтобы нормы и процедуры, а также технологии и оборудование применялись при сбалансированном и взаимоприемлемом учете потребностей как жителей верховьев, так и низовьев рек.
Чтобы подтолкнуть к анализу ситуации и поиску решений, ЕС сигнализировал о необходимости борьбы с расточительством воды и внедрения самых современных методов ирригации. ЕС также указал на достоинства малых и средних электростанций. Да, мы напоминаем о тяжелом советском наследии – гигантских плотинах и монокультуре хлопка, но мы в то же время не выступаем против того или иного гидроэлектрического проекта или вариантов сельхозразвития. Евросоюз лишь призывает к ответственному и сбалансированному подходу, учитывающему интересы верховьев и низовьев рек, чтобы гарантировать долгосрочную стабильность региона.
Ничто не может заменить консультаций и согласия между пятью странами региона. В последние месяцы на этом направлении наблюдался прогресс, который Евросоюз конкретным образом поддерживает. Также необходимо содействие ООН и крупных банков развития. Выдвигалась даже идея проведения Евросоюзом объективного исследования и предложения им своих услуг. Почему бы и нет? Очевидно одно: не нам судить или решать за страны региона. Мы готовы помочь, чтобы способствовать максимально эффективной реализации богатого потенциала Центральной Азии, который никоим образом нельзя подрывать.