Встречи президента с либералами становятся систематическими. У либералов они порождают надежды, которых так не хватает всему российскому обществу. Промелькнули сравнения Медведева с Горбачевым, из небытия вернулось слово «оттепель». Даже телевизор чуть поумнел.
Однако вопросов куда больше.
Что означает сей флирт с либералами? Собственная воля президента или часть скоординированного плана, своего рода пьеса, где у каждого своя роль? А может, здесь причудливо сплелись элементы того и другого?
Отношения Кремля к либералам неоднозначно. С одной стороны, их беспощадно гонял ОМОН, с другой – они могут получить высокие административные посты, а президент готов выслушивать их советы. Вы скажете, речь идет не об идеологии, а конкретных, удобных фамилиях. Да, но все же медведевские «бдения» строятся не на основе персонального отбора, но по идейной принадлежности.
Инициатива встреч исходит от Медведева. Но предположим, что это – согласованная инициатива. В ней видится несколько замыслов. Во-первых, в условиях кризиса имеет смысл периодически выпускать пар. Конечно, нынешняя либеральная струйка – не тот пар, который сдвинет с места стоящий на запасных путях паровоз социального протеста, но все же. Во-вторых, при кризисе либералы должны быть прикормлены хотя бы на всякий случай. Ведь если на секунду представить, что в стране начнет формироваться новая более энергичная и стоящая ближе к населению оппозиция, то именно «старики» могут смикшировать ее отчаянные действия. Кому нужна «почти польская солидарность». Свою надо пестовать, свою.
Замечу, вряд ли Медведев нуждается в публичном, принародном получении какой-либо информации, тем более в советах, подаваемых в голосовом режиме. Он и так знаком с позицией и предложениями собеседников. Главное состоит в том, что он выслушивает их публично. Следовательно, власть в поисках выхода из кризиса работает, и вместе с обществом.
В былые времена ко всему этому можно было бы добавить, что Кремль таким образом хочет присовокупить к своему имиджу толику демократизма, чтобы не огорчать Запад. Но с некоторых пор Москве на это наплевать.
У непредвзятого наблюдателя может возникнуть ощущение, что между президентом и премьером вырабатывается своего рода разделение труда – президент общается с интеллигенцией, тогда как премьеру приходится разговаривать с обиженными работягами. И, похоже, президент на своих встречах чувствует себя комфортнее, чем глава правительства – на своих.
Что интересно, так это испуг, вызванный встречами Медведева у суверенных демократов, которым стало казаться, что их могут сдвинуть в сторонку от кремлевской груди. Однако их опасения напрасны, ибо, как было сказано в одной книге: нужны не умные, а преданные.
При нынешней «оттепели» ничего не растает, не может растаять. Из кусков льда могут быть вырезаны более изящные фигуры, но не более того.
Однако давайте рискнем и предположим, что встречи и интервью президента «Новой газете» и Татьяне Митковой – поступки более самостоятельные, так сказать, выстраданные. (Кстати, «медведевщина» и вправду многих раздражает.) Зачем это все ему нужно?
Затем, что он сам искренне понимает: без либерального вектора, без гражданского общества, без, простите, демократии нельзя выстроить нормальное будущее России, сделать страну успешной, преодолеть кризис и т.д., и т.п. И процесс такой нормализации удобно начать с такого диалога, если, конечно, он будет устойчивым диалогом.
В этом случае президенту понадобится окружение, и даже не окружение, а среда, которая будет его поддерживать и станет реальным проводником той идеи, что экономическая модернизация невозможна без политического обновления. А именно это убеждение как раз высказывают участники президентских посиделок.
Да, ко многим (слава богу, не ко всем) нынешним либералам очень подходит выраженьице «тех же щей, да пожиже влей». Но других в России нет. И пока густая их поросль не обнаружена.
Кого должны волновать медведевские либеральные эскапады, так это провинциальное начальство. Привыкшее подражать старшим, оно не может не чувствовать некоторую растерянность: что, им тоже нужно общаться со своими доморощенными критиками, которые не столь дипломатичны, сколь их московские единомышленники? Областные и республиканские вожди осторожничают. Да и то – официальное добро на такого рода встречи им никто пока не давал.
Теперь вернемся к забавному сравнению Медведева с Горбачевым. Причем только потому, что сравнивать их нельзя ни при каких обстоятельствах. Михаил Сергеевич открывал новую страницу истории, Дмитрий Анатольевич (если это не игра) пытается вернуться и перечитать страницу, недавно перевернутую, в общем, толком не понятую, зато испачканную. Ему труднее. Горбачев пытался сотворить новое. Медведев фактически пытается корректировать и доделывать недоделанное старое.
Конечно, при условии, что он на самом деле сознательно этого хочет, а не выполняет отведенную ему функцию.
Горбачева номенклатура прозевала. Нынешние ребята куда как бдительнее.