Ядерное оружие остается основным фактором сдерживания в мировой политике.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В последнее время российская пресса опять забила тревогу по поводу внешних угроз. На сей раз поводом послужило опубликованное в апреле 2009 года исследование Федерации американских ученых (ФАУ): «От контрсилы к минимальному сдерживанию». В нем, в частности, предлагается нацеливать стратегические силы США на 12 объектов, включая крупные российские центры нефтепереработки, металлургии и электроэнергетики.
Известные телепрограммы (в частности, «Постскриптум»), а также печатная пресса и некоторые эксперты со злорадством уличили Америку в двуличии: мол, на словах призывает к ядерному разоружению, а на деле собирается нацеливать свои боеголовки на наши ценнейшие предприятия. Правда, в лучших советских традициях никто из разоблачителей эту брошюру, очевидно, не читал...
Если же дать себе труд хоть бегло ее просмотреть, суть вопроса предстанет в ином свете. Во-первых, брошюра выражает взгляды независимых ученых, причем совершенно либерального толка (Х.Кристенсон, Р.Норрис и И.Оэлрич). Никакого отношения к официальной стратегии Пентагона их предложения не имеют и никакой поддержкой там не пользуются.
Во-вторых, в брошюре не идет речь о перенацеливании стратегических сил, а говорится об их нацеливании (пользуясь близкой нам терминологией) «по остаточному принципу».
Несколько лет назад пятерка ядерных держав заключила соглашения о ненацеливании ядерных сил друг на друга. Однако это ненацеливание (так называемое нулевое полетное задание) непроверяемо и потому является чисто символическим. Планы ударов и списки целей сохраняются, а полетные программы могут быть введены в бортовые компьютеры ракет за считанные минуты.
Сейчас у США и России развернуто по несколько тысяч ядерных боезарядов. Они запрограммированы на удары по тысячам объектов, включая пункты военно-политического руководства и системы управления, базы стратегических сил и сил общего назначения, предприятия оборонной и гражданской промышленности, узлы транспортной инфраструктуры и пр. Разумеется, в списки целей входят и те 12 предприятий, которые упомянуты в брошюре ФАУ и по поводу которых так возбудилась наша пресса.
Отнесясь всерьез к заявлениям президента Барака Обамы в пользу ядерного разоружения, авторы брошюры задались вопросом: как будут нацеливаться стратегические силы, если разоружение пойдет дальше и ядерных боеголовок останется не тысячи, а сотни или меньше? Нацеливать их на объекты стратегических сил и пункты военно-политического руководства другой стороны (которых относительно немного) – опасно. Ведь это предполагает нанесение первого удара и потому в кризисной ситуации может спровоцировать упреждающий залп другой стороны из страха потерять потенциал ответного удара. Тогда разоружение, как ни парадоксально, привело бы к увеличению угрозы войны.
Поэтому авторы брошюры предложили отказаться от провоцирующих планов и оставили в списке целей ограниченное число промышленных объектов, удаленных от крупных городов, – для задач сдерживания на основе минимального потенциала ответного удара. Одновременно они предложили поэтапно и существенно (в 10 раз) сократить стратегические силы США, исключив возможность разоружающего удара.
Планы применения и нацеливания оружия, оценки ожидаемого ущерба – сердцевина ужасающей виртуальной реальности ядерного сдерживания – режут слух неподготовленной аудитории, как и другие шокирующие сюжеты (педофилия, садомазохизм, серийные убийства). Но отказ от обсуждения не приведет к их исчезновению, а лишь выведет из зоны политического внимания.
Не столько брошюра, сколько официальная американская политика дает достаточно поводов для обоснованной критики и контрпредложений, исходящих из российских интересов. Однако вместо этого в последнее время сама тематика ядерного разоружения вызывает в России прямо-таки оголтелую реакцию определенных кругов. Вместо серьезного анализа эта тема становится объектом кампаний агитпроповского пошиба, замешанных на дезинформации и демагогии.