Вчера в Живом Журнале появился блог президента. Теперь любой пользователь LJ может оставить там свой комментарий. Отличие ЖЖ от прежнего формата: посетители журнала не только не обязаны регистрироваться на kremlin.ru, но и могут дискутировать между собой. Эксперты «НГ» считают этот шаг президента позитивным, но предупреждают о возможном недоверии интернет-сообщества главе государства.
В первые же часы работы форума число его посетителей стало догонять показатели аудитории блога главы государства на кремлевском сайте. Хотя заявление президента мало отличалось от его предыдущих выступлений, интервью и встреч с журналистами. Блогеры обсуждали даже не то, что сказал Дмитрий Медведев, а сам факт его выхода в ЖЖ.
Глава государства показал, что не собирается уклоняться от вопросов об экономическом кризисе: «Он самым серьезным образом повлиял на финансовые возможности наших компаний, и интернет-компаний в том числе... Понятно, что стало меньше инвестиций, упали доходы от рекламы, сократились объемы онлайн-торговли, понизилась зарплата». Выход из положения Медведев видит в «принципиальном преимуществе» интернет-сообщества – его способности вырабатывать и развивать интересные идеи: «И такие, может быть, нестандартные решения». «Несмотря ни на какие потрясения, потенциал отрасли все равно огромен», – сообщил глава государства пользователям. Интернет, на его взгляд, способен даже решить проблему безработицы, позволив «создать дополнительное количество рабочих мест» и «новые возможности для наших людей».
Среди прочего президент сказал важную вещь: «Главной задачей должно стать создание хороших условий для максимальной доступности интернет-услуг». Президент понимает, что это непросто «с учетом масштабов нашего государства». Вторая, «не менее важная задача для власти на всех уровнях – быть в этом пространстве открытой». «Ситуация с открытостью, с готовностью государства к различным государственным сервисам у нас, мягко говоря, пока далека от идеальной, а если говорить откровенно, то почти нет этого», – сетует Медведев. И напоминает, что для решения всех этих задач он создал Совет по развитию информационного общества.
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко обращает внимание на несколько обстоятельств, связанных с обращением Медведева. Во-первых, отмечает эксперт, «замечательно то, что президент начинает общаться напрямую с населением, причем с продвинутой ее частью, которая владеет интернетом. А также с той его частью, которая будет не только хвалить, но и критиковать главу государства». Медведев, указывает эксперт, «как бы уходит из достаточно узкого круга людей, которые предлагают ему свои решения проблем».
Не менее важно, уверен Малашенко, что таким образом президент ассоциирует себя с открытостью: «Все-таки интернет сегодня – реальная открытость, несмотря на гонения. Это, по сути, символ существования гражданского общества». То, что Медведев начал свою деятельность в интернете с такого обращения, является, на взгляд эксперта, «некоей гарантией, защитой тем, кто делает интернет независимым от местной администрации».
Между тем поступок Медведева, допускает Малашенко, выглядит и как альтернатива общению с народом Владимира Путина: «Ведь Путину задаются известно какие вопросы». На форуме Медведева в отличие от встреч премьера с россиянами «возможны варианты», считает собеседник «НГ»: «Потому что так или иначе перекрыть доступ неудобных вопросов просто невозможно».
Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков не согласен с Алексеем Малашенко. Он считает решение Дмитрия Медведева продолжением совместной линии президента и премьера: «Заявления, которые делает Медведев, – фактически их согласованная общая позиция. Это же касается и общения с «Новой газетой», и воссоздания Совета по защите прав человека...»