Разоблачительные лозунги всегда особо привлекательны для электората.
Фото РИА Новости
Осенью заканчивается последний срок пребывания на посту главы Свердловской области Эдуарда Росселя. Борьба за освобождающееся кресло губернатора уже началась: в регионе, как сообщают местные информагентства, создан очередной комитет по борьбе с коррупцией.
Он так и называется: «Комитет – область без коррупции». Эта схема, напоминает журналист Святослав Булгарин, уже успешно применялась ранее – в ходе последней мэрской кампании в Нижнем Тагиле. Только там поработал уже побратим екатеринбургской организации «Комитет – город без коррупции». «НГ» ранее писала о скандалах, сопровождавших эту кампанию. В ходе выборов общественники так успешно сражались с продажными чиновниками местной администрации, что возникло сразу несколько уголовных дел. В результате экс-мэра Нижнего Тагила Николая Диденко исключили из «Единой России», и он отказался сражаться за пост городского главы.
Практически тот же сценарий был разыгран нынешней весной в уральском городе Режа. «Комитет – город без коррупции» принялся резко критиковать мэра Александра Штейнмиллера. После чего тот проиграл выборы, а схема успешно прижилась.
Политолог Георгий Сатаров не сомневается – подобные организации создаются при молчаливом одобрении власти, и явление становится модой. Между тем зампредседателя комитета нижней палаты по безопасности Михаил Гришанков сообщил «НГ»: Дума уже отправляла соответствующий запрос в Минюст относительно общественных организаций, в названиях которых есть слова о борьбе с коррупцией. По словам парламентария, «процентов 70 таких структур создаются с целью или зарабатывания денег, или использования комитетов в каких-то политических ситуациях. Есть немало структур, к созданию которых, уточняет эксперт, имеет отношение криминал: «Есть такое выражение – с преступностью не надо бороться, ее надо возглавить». Таким образом, уверен Гришанков, дискредитируется сама по себе идея общественного контроля: «Есть и «замороженные» организации, работающие только в период активизации политической борьбы».
Член Общественной палаты Вячеслав Глазычев считает новую моду старой советской привычкой немедленно устраивать кампанию, создавая комитеты там, где борьба с коррупцией «является прямой обязанностью бесконечного числа контрольных ведомств, которые не делают своего дела»: «А то, что это может накладываться на уход того или иного губернатора, приходится считать нормальным. Россель вообще пересидел все мыслимые сроки и давно занят больше своими фотографиями в областной газете, чем серьезным продвижением дел. Поэтому то обстоятельство, что он здесь попал под раздачу – думаю, что он будет далеко не одинок в этом отношении. Очевидно одно: у власти не хватает куражу просто снимать губернатора за неэффективность. Судя по тому, что был переутвержден Николай Виноградов, что не только меня, но и всех владимирцев чрезвычайно изумило... Наверное, готовятся дополнительные досье на людей, давно того заслуживающих».