Анатолий Чубайс продолжает присматривать за подопечными из СПС.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Преобразованный на днях в общественное движение «Союз правых сил» заметно оживил деятельность. По данным «НГ», организация, являясь одной их трех составных частей партии «Правое дело» (ПД), существует и сегодня в автономном режиме, плохо ассимилируясь с союзниками из «Гражданской силы» и Демпартии Андрея Богданова. Новый СПС восстанавливает силы после долгой спячки и активно ищет спонсоров. По мнению экспертов, у движения есть неплохие шансы на реинкарнацию в политическую партию – под тем же лейблом и с тем же составом рядовых в регионах.
Политсовет СПС выбрал президентом движения Леонида Гозмана, вице-президентом – Алексея Кара-Мурзу. Формализация статуса СПС после долгого простоя вызвала в региональных отделениях большой энтузиазм. «Все страшно рады, что мы опять все вместе, что все руководители – наши, и не надо оборачиваться и спрашивать: а кто это? Теперь мы можем обустраивать офисы – ведь раньше «Правое дело» этим не занималось».
Как выяснилось, активность руководства «Правого дела» не сопровождалась столь же энергичными усилиями по слиянию местных ячеек трех структур, составляющих новую партию. Люди на местах с самого начала негативно восприняли идею объединения. Напомним, противники союза даже пытались оспорить его правомерность. Сегодня, по словам Кара-Мурзы, «восстановлен старый СПС – только без Никиты Белых и Маши Гайдар. Но мы не афишируем это дело. На взгляд некоторых наших руководителей, вошедших в «Правое дело», событие может вызвать нездоровый ажиотаж среди союзников». Собеседник «НГ» уверен – известие об обретении союзом формального статуса раздражает его коллег по «Правому делу», опасающихся раскола.
Эти опасения имеют под собой почву: региональные отделения СПС практически сохранили свой численный состав. Это сравнительно крупные структуры, по 1000–2000 человек в отдельных областях. «Над ними стоят по три-четыре человека из богдановского окружения», – говорит Кара-Мурза. И приводит примеры: «Омская организация – около двух тысяч, имеет своих депутатов в областном парламенте. Над ними надстроили непонятных людей. В Калуге мощная организация. Ими верховодят богдановские люди, которых вообще никто не знает...»
Вице-президент общественного движения уверен – если бы сегодня перед СПС была поставлена задача регистрации, партия уже через месяц сдала бы списки в Минюст на 45 тыс. человек.
Непростой вопрос для партии – финансирование – тоже может быть решен теперь с большим успехом, считает Кара-Мурза: «Многие спонсоры повелись сначала на «Правое дело» – все-таки кремлевский проект. А потом стало все очень туманно: лебедь, рак и щука... Непонятно, за что платить: проекта-то нет! Будем искать по новой. Станет легче – раньше меня спрашивали: ты от кого? Теперь конструкция есть».
Вполне реальными считает шансы СПС на возрождение в прежнем статусе политической партии генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. По его данным, причина кроется не только в наличии у СПС широкой региональной сети, но и, главным образом, в возможном провале кремлевского проекта: «Сложно было предполагать, что из таких противоречивых структур, как СПС, Демпартия России и «Гражданская сила», получится единый, здоровый организм. Изначально сама идея была порочной. Потому что ДПР занимала либерально-консервативную позицию.
Она приходит в противоречие с той частью СПС, которая исповедует ультралиберальные идеи. Были и организационные противоречия, и межличностные. Достаточно вспомнить мартовские тезисы Гозмана и апрельские – Титова».
Эксперт предполагает, что в возрождении СПС заинтересован и глава «Роснано» Анатолий Чубайс: «Вероятно, он хочет сохранить за собой ресурс хотя бы в том виде, в котором он возможен. Чубайс понимает, что «Правое дело» не является его ресурсом, поскольку, понятное дело, управляется из Кремля председателем исполкома Андреем Дунаевым, у которого находятся все рычаги управления – организационные и финансовые. Дунаев, не являясь публичной фигурой, на самом деле главное звено в ПД».
Алексей Кара-Мурза высоко оценивает степень выживания «Союза правых сил». Фото с сайта СПС |
Второй причиной заинтересованности Чубайса в проекте, считает эксперт, может стать желание чиновника «поднять планку для какой-то торговли накануне предстоящих парламентских выборов»: «Может быть, в «Правом деле» будет установлено единоначалие, и тогда Чубайс может претендовать либо сам на роль лидера, либо попытаться продвинуть на эту роль Гозмана, либо убедить Егора Гайдара возглавить «Правое дело». Партия, считает Хомяков, продолжит существование еще некоторое время, но параллельно «будет двигаться проект под названием СПС, и будет определена некая точка невозврата: то есть когда надо будет принимать окончательное решение. Я думаю, что эта точка будет связана с регистрацией или с перерегистрацией движения. На это потребуется при благоприятных условиях месяца три-четыре, при неблагоприятных – восемь. Где-нибудь за полтора года мы должны с вами четко увидеть, что из этого всего складывается. Ясно одно: двух правых партий мы в бюллетенях не увидим». Эксперт объясняет ситуацию желанием президента видеть в парламенте праволиберальную структуру. И вообще сделать партийную палитру более разнообразной.
Между тем сопредседатель партии «Правое дело» Леонид Гозман отрицает вероятность возрождения СПС как политической партии: «Такой задачи не стоит...» Скептически относится к идее восстановления СПС как партии и директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, отмечающий, впрочем, неустойчивость «Правого дела»: «Собственно, и для «Правого дела» ниша не такая уж большая. Пока эта организация ведет себя достаточно вяло, что связано, наверное, в значительной степени с этой историей сопредседательства. Учитывая традиции России, без одного популярного лидера в этой партии ничего не будет хорошего».
Глава Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская, однако, считает, что кремлевский проект создания правой структуры далек от завершения и что власть будет продолжать попытки в этом направлении: «Партиям дают шанс, и она сама выстраивает свою судьбу. Но если ничего не происходит, то этот шанс не будет использован или будет использован другими». Эксперт подчеркивает, что в обществе по-прежнему существует потребность в представительстве в парламенте правых сил: «Значительная часть электората не имеет представительства. Люди либеральных взглядов сейчас даже больше внимания обращают на речи Медведева, поскольку в них все явственнее звучат либеральные нотки, чем на «Правое дело», где опять какая-то возня, суета... Такое впечатление, что проект проваливается. И возникает опять ситуация, что у нас самая правая партия, как ни смешно, «Единая Россия».