Ядерное оружие и НАТО – темы протестов.
Фото Reuters
Итак, проблема разоружения вроде бы восстанавливается в повестке дня оперативной дипломатии и общественном внимании мира. Москва и Вашингтон намерены до конца месяца приступить к переговорам о новом договоре по СНВ. А традиционные антивоенные акции прошли на Пасху в Западной Европе под заметным впечатлением от пражской речи президента США Барака Обамы. В ней он упомянул мечту о безъядерном мире. Благодаря чему, отмечают организаторы традиционных акций, созвучные призывы уличных шествий обрели дополнительное значение и резонанс.
Идея освободить человечество от угрозы ядерного кошмара витает над миром со времен Хиросимы и Нагасаки. Она присутствует во многих международных декларациях. А в качестве практической программы действий была акцентирована в 80-е годы минувшего века дипломатией былого советского лидера Михаила Горбачева. Но теперь «хорошо забытое старое» насчет безъядерного мира, прозвучавшее в высказываниях Барака Обамы, порождает осторожные надежды на «новое мышление» американской политики.
Впрочем, иллюзии неуместны: глобальный ядерный нуль в обозримом будущем не предвидится. Новый хозяин Белого дома и сам не ожидает дожить до такого спасительного момента. Но признание идеальной цели может существенно сказываться на динамике разоруженческого процесса. Даже вынуждать с учетом общественных настроений предпринимать конкретные шаги, ведущие к повышению порогов ядерной безопасности.
Сегодня же ситуация в этой области явно неутешительна. Число государств, обладающих «ядерной взрывчаткой» или стремящихся получить ее, опасно растет. Стратегические наступательные вооружения великих держав модернизируются и совершенствуются. Основное переговорное внимание в последние годы уделялось иранско-северокорейскому аспекту нераспространения, а не вопросам сокращения реальных ядерных арсеналов. Да и что касается общественности, то антиглобалистские акции нередко выглядели внушительнее антивоенных движений и их влияния на правительственную политику в сфере разоружения.
Пока трудно судить, насколько серьезно новая американская администрация готова руководствоваться принципом неделимости безопасности, не говоря уже о продвижении к безъядерному миру. Особенно Европа полна на этот счет надежд и ожидания конкретных действий. Вице-канцлер и глава немецкой дипломатии Франк Вальтер Штайнмайер считает, что российско-американская готовность к конструктивному диалогу превращает мечту о мире без ядерного оружия в политическую реальность.
Символически важно, а тем более просто было бы начать в этом плане именно с Европы. Например, с устранения все еще имеющихся в целом ряде европейских стран складов американского ядерного оружия. Всего, по оценкам экспертов, Пентагон держит около 400 его единиц в Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Италии и Турции.
Берлин вроде бы уже намерен настаивать перед Вашингтоном на вывозе этих боеголовок «домой», за океан. Другие причастные столицы активности пока не проявляют. Но общественности этих стран тоже едва ли спокойно жить рядом с ядерными бомбами. Кроме того, оружие это считается устаревшим, завезено в Европу еще в глубокие годы холодной войны и уже не годится даже для натовской «политики устрашения». По логике вещей Европа вполне может вздохнуть свободнее, если только ядерные державы договорятся ограничить хранение такого оружия собственной территорией.
Конечно, это лишь одна и по значимости не главная проблема в составляемом сейчас новом переговорном расписании по проблемам разоружения. Это будут длительные и сложные дискуссии на всех уровнях – от экспертных до высших. Их конечный исход предсказанию не поддается. А еще больше ему не поддается будущее человечества, если не оградить его от известных вызовов и угроз. Но, к счастью, некоторые подвижки и новации в международных делах и настроениях внушают сейчас по крайней мере осторожный оптимизм относительно будущего благополучия мира.