В Центризбиркоме, как стало известно «НГ», обсуждается возможность внесения поправок, ужесточающих процедуру сбора подписей на парламентских выборах. Инициативы ЦИКа могут подвергнуть серьезной коррекции законодательную инициативу президента по сокращению числа подписных листов с 200 до 120 тыс., накануне одобренную Думой в первом чтении. Эксперты считают абсурдной саму идею сбора подписей граждан.
В Центризбиркоме, как стало известно «НГ», обсуждается пакет предложений, призванных упорядочить процедуру сбора подписей на выборах депутатов Госдумы. Согласно им предлагается ввести нормы, которые обеспечивают единый порядок проверки подписных листов. Во-первых, запретить вносить изменения и уточнения в список лиц, осуществляющих сбор подписей. Это положение обосновывается опытом прошлой думской кампании. На последних выборах Центризбирком, сообщил «НГ» член ЦИКа Николай Конкин, отмечал ошибки в списках сборщиков, представленных партиями, собиравшими подписные листы. Однако отказывать в регистрации на этом основании Центризбирком не имел права, так как этот момент не был оговорен в законе. Поэтому ведомству приходилось разрешать партиям исправлять ошибки в документах. Этой возможностью на выборах воспользовались практически все непарламентские партии, заявившие о своем желании участвовать в избирательной кампании.
Кроме того, рассматривается возможность разрешить Центризбиркому отказать партии, представившей собранные подписи, в проведении повторной проверки в том случае, если количество недостоверных или недействительных подписей, выявленных при первоначальной проверке, составит более 5% от общего числа. Одновременно предусматривается увеличение минимального числа подписей, отбираемых для проверки. По словам Конкина, поскольку число зарегистрированных партий в России существенно уменьшилось, четыре парламентские партии освобождены от сбора подписей, а все остальные будут собирать в полтора раза меньше подписных листов, чем раньше Центризбиркому не составит труда проверять все 100% представленных подписей. «Это будет более справедливо, чем выборочно проверять подписные листы. Это обязало бы партии более ответственно подходить к сбору подписей», – убежден Конкин.
Адвокат и эксперт в области избирательного права Вадим Прохоров уверен, что эти предложения являются косметической мерой: «Дело в том, что существующая процедура проверки подписей позволяет признать недействительными практически любые подписи, поэтому не важно, сколько их нужно собрать – 200 или 120 тыс. Экспертиза проверки является длительной процедурой, поэтому суды ее никогда не назначают. И фактически в 100% случаях дела по подписям в судах проигрываются».
А главное, сама по себе процедура сбора подписей, по словам Прохорова, давно стала анахронизмом, и от этой практики неплохо было бы отказаться, освободив от нее все партии, получившие регистрацию в Минюсте.
Заметим: сбор подписей никак не стимулирует политическую активность граждан, явно действуя в противоположном направлении. В чем смысл проверки партструктуры на предмет годности для участия в избирательной кампании, если статус ее уже подтвержден регистрацией в Минюсте? Ответов два. Либо Минюсту не доверяют, либо подписи нужны власти для манипулирования процедурой выборов. В первое обстоятельство не верит никто.