Зачем американцам «Орион» – понятно: без него США вообще не будут иметь доступа в космос. Но зачем нам «орионский» корабль?
Фото с официального сайта NASA
Накануне Дня космонавтики Роскосмос обнародовал более или менее конкретный проект, который намерен осуществить в ближайшем будущем в области пилотируемого освоения космоса. Это – шестиместный космический корабль, который должен прийти на смену уже более сорока лет находящемуся в эксплуатации «Союзу».
Американская газета New York Timеs в статье от 8 апреля назвала этот корабль «орионским». «Орион» – название нового пилотируемого корабля США, который должен совершить свой первый полет в 2014–2015 годах. Намек более чем прозрачен: в свое время сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 был назван на Западе «конкордским», а космический челнок «Буран» – «шаттлским».
Основанием для этих довольно обидных прозвищ стало не только то, что отечественные конструкторы позаимствовали внешние формы: Ту – у «Конкорда», а «Буран» – у «шаттла», хотя справедливости ради нужно отметить, что при разработке советских машин их создатели использовали собственные инженерные решения. Западные острословы в шутливой форме отразили очевидный факт: проектируя эту технику, СССР решал не национальные задачи в области науки и техники, а слепо стремился к достижению целей, провозглашенных Европой и Америкой. Это и стало одной из главных причин нежизнеспособности обоих советских проектов.
Новый российский корабль, как и «Орион», рассчитан на шесть человек и, подобно своему американскому собрату, обладает ограниченной способностью к многократному использованию – до 10 раз. Без «Ориона» США вообще не будут иметь доступа в космос, ибо их «шаттлы» спишут в конце 2010 года. Преемник челноков станет также ключевым элементом возрождаемой американской лунной пилотируемой программы.
Но зачем аналогичный корабль создают в России? С ролью средства доставки людей и грузов на МКС, а также спасательной шлюпки для ее экипажа успешно справляются трехместные «Союзы». Более того, новый российский корабль будет в лучшем случае готов под занавес эксплуатации международного комплекса, то есть к 2018–2020 годам. Никаких проектов – преемников МКС, которые потребовали бы пилотируемого корабля большей вместимости, у Роскосмоса нет.
Правда, начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов однозначно дал понять: Россия и после 2020 года будет концентрировать свою деятельность на околоземной орбите. Чтобы оценить «инновационность» данных намерений, достаточно вспомнить, что к этому времени полету первой советской орбитальной станции исполнится полвека, а Китай – страна, на сорок с лишним лет позже России отправившая своего представителя в космос, уже в следующем году планирует вывести на околоземную орбиту собственный пилотируемый комплекс.
Видимо, амбициозность подобных замыслов Роскосмоса и дала основание вашингтонскому Центру стратегических и международных исследований назвать именно Китай, а не Россию главным соперником США в космосе. Более того, по мнению того же центра, чрезмерная «зацикленность» НАСА на создании «Ориона», по сути, основанного на старых аполлоновских технологиях, привела к тому, что агентство перестало выполнять свои функции локомотива инновационного развития США. Но при этом «Орион» – ступень к осуществлению новой программы, стоящей на качественно более высоком уровне, чем МКС. Подобной программы у Роскосмоса нет и в помине.
Перспектива «мертворождения» преемника «Союза» весьма реальна. Ведь острой необходимости в нем, как у американцев в «Орионе», нет. Отсюда – высокая вероятность недофинансирования и разного рода проектно-конструкторских и производственных задержек. К тому же вряд ли российское правительство одобрит строительство очередного, девятого по счету (с учетом МКС), околоземного комплекса.
Это означает, что российский шестиместник окажется не у дел. Его наиболее вероятным применением станет либо обслуживание лунной программы США, причем на вспомогательных ролях и по демпинговым ценам, ибо Америка рассчитывает в осуществлении данной программы исключительно на собственные силы, либо «вывоз» на околоземную орбиту представителей стран, не имеющих своих пилотируемых транспортных систем.
Новый корабль нужен России, но лишь как один из элементов принципиально нового широкомасштабного инновационного проекта. В противном случае работы по его созданию лишены иного смысла, кроме как окончательно превратить Россию в космического извозчика для любых стран, готовых оплатить его услуги.