Валерий Комиссаров готов помочь прессе по части пропаганды.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Законодательные аспекты информационного обеспечения национальных интересов России на международной арене обсуждались вчера в Госдуме на парламентских слушаниях. Основная претензия парламентариев к СМИ: пресса, вещающая на зарубежную аудиторию, если и не проигрывает полностью все информационные сражения, то уж точно не выходит из них победителем. Одним из рецептов для изменения этого положения призвано стать создание единого госоргана, определяющего внешнюю информполитику и отвечающего за нее.
Глава информационного комитета Госдумы Валерий Комиссаров в своем выступлении жестко заявил: «Информационная политика нашей страны до сих пор не предполагает превентивных ударов, стратегического планирования, агрессивного формирования общественного мнения». Депутат также призвал «сформировать из так называемых внешних СМИ (Иновещание, Russia Today, РИА Новости) единый пропагандистский кулак». Более того, он обмолвился, что такая работа уже идет, но, к сожалению, слишком, на его взгляд, медленно. Комиссаров пообещал, что, если надо, депутаты готовы такой работе помочь. Вполне возможно, он имел в виду Закон «Об основах информационной безопасности», который, как понятно из розданных на слушаниях документов, в предварительном порядке уже обсуждается.
Председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев напомнил, что на первый план в мировой политике сейчас выдвигается такое понятие, как «софт-паувер», то есть «мягкая сила». По мнению депутата, Запад раньше России осознал, что «репутация государства – такой же товар, как и нефть». Теперь, считает Косачев, нашей стране тоже надо браться за дело, тем более, по его мнению, она продолжает оставаться в мире чуть ли не главным объектом для приложения пресловутой «мягкой силы». Глава международного комитета Госдумы выявил несколько ключевых проблем в ответной политике России.
Во-первых, считает он, она создает слишком мало позитивных информационных поводов. Так что, по его словам, «сейчас о нас либо не говорят ничего, либо плохо». Во-вторых, уверен Косачев, внешние СМИ у нас создают прекрасный контент, но он до зарубежной аудитории почему-то не доходит. Например, заявил он, телекомпания Russia Today почти нигде за границей не видна. В-третьих, Косачев призвал проработать четкую стратегию присутствия российских политиков на международных дискуссионных площадках. Причем он признался, что хотя многочисленные приглашения на участие во многих из таких дискуссий приходят, в частности, к нему постоянно, но лично он старается от них отказаться, чтобы его не заподозрили в туризме с использованием служебного положения. «А вот наши грузинские коллеги присутствуют везде на максимально высоком уровне и везде продвигают свои версии происходящих событий», – заметил Косачев.
Впрочем, следующие тезисы его речи прозвучали еще громче. Он, например, сказал, что о других странах хорошо говорят не только они сами, но и их партнеры. «У нас таких партнеров практически нет, чтобы они о нас говорили хорошо», – констатировал Косачев, тем самым явно поставив под сомнение эффективность российской внешней политики. Потому что если это не так, то зачем же ему было говорить об «одиночестве России»?
Косачев выдвинул идею создания некой структуры, которая взяла бы на себя координацию всего внешнеполитического пиара. Хотя депутат специально подчеркнул, что позиция правительства по этому поводу известна и она отрицательна. Исполнительный директор фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов, который как раз и финансируется, в том числе из бюджета страны, именно для просветления имиджа России в чужих глазах, на вопрос «НГ», нужен ли такой орган, ответил утвердительно. Правда, по его мнению, он должен быть структурой при президенте. Никонов мысль свою развивать не стал, потому что новый вопрос последовал о деньгах. Кстати, о них говорил на слушаниях и главред «МК», член Общественной палаты Павел Гусев. По его словам, русскоязычная пресса, существующая примерно в 80 странах мира, должна получать гранты из России.