Президент пополнит губернаторские ряды из собственного кадрового резерва.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера Дмитрий Медведев подписал поправки в Закон «О политических партиях». Теперь кандидатуры губернаторов на утверждение президенту будут предлагать победители местных выборов. Однако текст документа содержит важную оговорку относительно участия в процессе представителей кадрового резерва. Эксперты уверены: дополнение призвано предусмотреть возможную победу на выборах оппозиции.
Поправки в закон, реализовавшие один из важных пунктов Послания президента, содержат небольшое, но важное уточнение. В случае, если партия-победительница откажется от своего права выдвигать кандидата в региональные начальники, президент сможет самостоятельно вносить в заксобрание кандидатуру, «в том числе из состава лиц, включенных в федеральный резерв управленческих кадров».
На первый взгляд тезис абсурден: трудно представить себе группу региональных единороссов, добровольно отказавшихся от главного приза избирательной гонки. Особенно если учесть, что за местными (или не местными) выдвиженцами на губернаторский пост всегда стоит руководство ЕР на самом высоком уровне. Между тем эксперты, опрошенные «НГ», далеко не всегда склонны видеть в этом пассаже только технический смысл.
К примеру, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что здесь речь идет о возможной победе в регионе на выборах оппозиционной партии: «Я думаю, что это может произойти в формате сговора: власти не захотят отдать место в каком-нибудь важном регионе коммунистам или ЛДПР. Может быть проявлена и верноподданническая позиция ЕР: мол, не видим достойных, пусть придет человек из президентского кадрового резерва, тем более что там будет и часть из списка единороссов. Учтем, что последние несколько назначений уже производились президентом без согласования с ЕР. Я не представляю себе, как Медведев, к примеру, согласовывает с «Единой Россией» кандидатуру Никиты Белых... Я точно знаю, что некоторые назначения Медведева и в этом году, и в прошлом стали для партии сюрпризом». Очевидно, что президент в последнее время лично курирует назначение лидеров регионов, и «вряд ли он захочет это право кому-то делегировать», замечает эксперт.
Глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский, впрочем, не склонен преувеличивать роль медведевского дополнения. Хотя и он признает, что «с одной стороны, это ободряющий сигнал для президентского резерва, а с другой – намек партиям: хорошо бы им обращать внимание и на президентский список...».
Гораздо более определенно высказывается заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин: «Допустим, в Кировской области президент решил назначить человека, у которого сложные отношения с «Единой Россией». Разве партии удобно его выдвигать с имиджевой точки зрения? Гораздо проще самоустраниться и предоставить возможность главе государства лично решить проблему». В такой ситуации, указывает эксперт, «Единая Россия» не захочет идти на конфликт с президентом.
Может возникнуть и другой казус, указывает эксперт. К примеру, «Единая Россия» вынуждена будет предложить человека, который ее критиковал: как она будет выглядеть в глазах общества, в глазах регионалов? «Партия может сказать – мы по этому региону своего мнения не имеем, – комментирует гипотетическую ситуацию Макаркин. – Мол, пускай президент вносит». Политолог приводит пример с Ингушетией, когда «Единой России» предложили внести фигуру, которая никогда в этой организации не работала: «Так им проще отказаться от представления и потом проголосовать за назначенца из Центра».
В заключение Макаркин привел пример еще с одним регионом: «Сейчас многие говорят, что в Омской области может быть предложен кандидат – член фракции КПРФ Денисенко. Он в прошлом полковник подразделения «Альфа», но член фракции КПРФ, которая активно критикует «Единую Россию». В Омской области большинство у ЕР. И в какой ситуации они окажутся, если, например, Кремль будет заинтересован в кандидатуре коммуниста?»