Сильвио Берлускони – активный участник диалога Запада с Москвой.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Начинающийся сегодня визит в Россию итальянского премьера Сильвио Берлускони помимо двусторонних вопросов наверняка акцентирует проблему новой европейской архитектуры безопасности. Италия – страна, с которой дискуссии по этому вопросу могут вестись с надеждой на понимание и взаимность.
Обсуждение архитектуры безопасности, спровоцированное прошлогодними предложениями президента Дмитрия Медведева, стало жить собственной жизнью. Задача Москвы состоит в том, чтобы, насколько это можно, поддерживать и корректировать дискуссию в интересном нам направлении.
Действительно, множественность, а зачастую разнонаправленность механизмов военной безопасности и стабильности как, собственно, в Европе, так и в отношениях России с ее европейскими партнерами, требует некоего суммирования. Это понимают не только в Москве. Своеобразное подведение баланса в европейской системе происходит практически каждые 10 лет. В этот раз Москва стала инициатором такого подведения баланса.
Сейчас важно не столько концентрироваться на некоем конечном документе, хотя российская идея юридически обязывающего договора выглядит привлекательно, сколько на систематизации и институциализации разворачивающейся дискуссии. Вероятно, что такая систематизация с учетом российских интересов могла бы привести к оформлению следующих «глав» будущего документа. Во-первых, важно произвести фиксирование современного понимания безопасности и стабильности на европейском, а точнее, евро-азиатском пространстве, что повлечет за собой выделение нескольких «корзин». Во-вторых, фиксирование военно-политических аспектов прикладного порядка, в духе практически ушедшего в небытие в его нынешнем виде ДОВСЕ. В-третьих, необходимо провести ревизию и обновление механизмов транспарентности военной деятельности на континенте или, пользуясь старым лексиконом, мер доверия. В-четвертых, всем очевидна необходимость наличия общей концепции урегулирования конфликтов и миротворчества, схожих подходов к застарелым очагам напряженности. Пятой, неизбежной, «главой» должно стать определение опорных механизмов реализации достигнутых договоренностей и постоянного их обновления. Наверное, особого внимания и дискуссии требует проблема включения (или невключения) в подобный документ аспектов глобальной безопасности.
Важнейшим аспектом разворачивающейся дискуссии является ее институализация. Применительно к России мы можем выделить несколько переговорных треков, каждый из которых далеко не однозначен, но их «концерт» может привести к положительному результату.
В качестве одного из центральных треков, прежде всего по военно-политическим аспектам, многим видится трек Россия–НАТО, главными проблемами которого является его высокая эмоциональная заряженность и подверженность факторам политической нестабильности. На этом фоне гораздо более стабильным представляется трек Россия–ЕС, где и так ведутся переговоры по новому соглашению, а внесение в него дополнительной порции вопросов европейской безопасности только добавит содержательности в обсуждение «третьего пространства» между Москвой и Брюсселем.
Трек двусторонних контактов России с ее партнерами из числа стран – членов Евросоюза сейчас представляется наиболее оптимистичным с точки зрения достижения конкретных договоренностей. По этой линии Москве вполне реально создать желаемый пул «друзей договора о новой архитектуре безопасности». Не вызывает сомнения участие в этом пуле таких стран, как Франция, которая сама активно пересматривает подходы к безопасности, или Италия, с которой подобные вопросы будут обсуждаться в ходе начинающего визита. Любое государство, с которым Россия имеет двусторонний стратегический диалог, оказывается потенциальным участником этого пула. Важно, чтобы с самого начала в нем оказались страны Центральной и Восточной Европы и такая опорная страна региона, как Польша.
Треком, который может нам принести очень много неожиданностей, является трек Россия – постсоветские страны. За исключением Украины и Грузии мы весьма слабо представляем подходы к европейской безопасности, наличествующие в «ближних» столицах. В отличие от начала 1990-х страны СНГ могут оказаться весьма активными участниками дискуссии.
Пятый трек – отношения Россия–ОБСЕ. Бюрократия этой организации и «группы поддержки» ОБСЕ ревниво относятся к обсуждению новой архитектуры. Здесь важна четкая фиксация того, что предпринимаемые усилия направлены не на демонтаж ОБСЕ, а, наоборот, на оптимизацию ее роли в европейской системе.
Несомненно, в дискуссии по европейской безопасности появится и американский трек. Сейчас же линия Москва–Вашингтон в этом обсуждении наименее четкая. Вместе с тем ясно, что новая американская администрация по мере развертывания дискуссии будет формировать свою позицию.