0
1222
Газета Политика Интернет-версия

06.04.2009 00:00:00

Безопасность Европы на пути обновления

Артем Мальгин

Об авторе: Артем Владимирович Мальгин - советник ректора МГИМО, кандидат политических наук.

Тэги: безопасность, европа, россия


безопасность, европа, россия Сильвио Берлускони – активный участник диалога Запада с Москвой.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Начинающийся сегодня визит в Россию итальянского премьера Сильвио Берлускони помимо двусторонних вопросов наверняка акцентирует проблему новой европейской архитектуры безопасности. Италия – страна, с которой дискуссии по этому вопросу могут вестись с надеждой на понимание и взаимность.

Обсуждение архитектуры безопасности, спровоцированное прошлогодними предложениями президента Дмитрия Медведева, стало жить собственной жизнью. Задача Москвы состоит в том, чтобы, насколько это можно, поддерживать и корректировать дискуссию в интересном нам направлении.

Действительно, множественность, а зачастую разнонаправленность механизмов военной безопасности и стабильности как, собственно, в Европе, так и в отношениях России с ее европейскими партнерами, требует некоего суммирования. Это понимают не только в Москве. Своеобразное подведение баланса в европейской системе происходит практически каждые 10 лет. В этот раз Москва стала инициатором такого подведения баланса.

Сейчас важно не столько концентрироваться на некоем конечном документе, хотя российская идея юридически обязывающего договора выглядит привлекательно, сколько на систематизации и институциализации разворачивающейся дискуссии. Вероятно, что такая систематизация с учетом российских интересов могла бы привести к оформлению следующих «глав» будущего документа. Во-первых, важно произвести фиксирование современного понимания безопасности и стабильности на европейском, а точнее, евро-азиатском пространстве, что повлечет за собой выделение нескольких «корзин». Во-вторых, фиксирование военно-политических аспектов прикладного порядка, в духе практически ушедшего в небытие в его нынешнем виде ДОВСЕ. В-третьих, необходимо провести ревизию и обновление механизмов транспарентности военной деятельности на континенте или, пользуясь старым лексиконом, мер доверия. В-четвертых, всем очевидна необходимость наличия общей концепции урегулирования конфликтов и миротворчества, схожих подходов к застарелым очагам напряженности. Пятой, неизбежной, «главой» должно стать определение опорных механизмов реализации достигнутых договоренностей и постоянного их обновления. Наверное, особого внимания и дискуссии требует проблема включения (или невключения) в подобный документ аспектов глобальной безопасности.

Важнейшим аспектом разворачивающейся дискуссии является ее институализация. Применительно к России мы можем выделить несколько переговорных треков, каждый из которых далеко не однозначен, но их «концерт» может привести к положительному результату.

В качестве одного из центральных треков, прежде всего по военно-политическим аспектам, многим видится трек Россия–НАТО, главными проблемами которого является его высокая эмоциональная заряженность и подверженность факторам политической нестабильности. На этом фоне гораздо более стабильным представляется трек Россия–ЕС, где и так ведутся переговоры по новому соглашению, а внесение в него дополнительной порции вопросов европейской безопасности только добавит содержательности в обсуждение «третьего пространства» между Москвой и Брюсселем.

Трек двусторонних контактов России с ее партнерами из числа стран – членов Евросоюза сейчас представляется наиболее оптимистичным с точки зрения достижения конкретных договоренностей. По этой линии Москве вполне реально создать желаемый пул «друзей договора о новой архитектуре безопасности». Не вызывает сомнения участие в этом пуле таких стран, как Франция, которая сама активно пересматривает подходы к безопасности, или Италия, с которой подобные вопросы будут обсуждаться в ходе начинающего визита. Любое государство, с которым Россия имеет двусторонний стратегический диалог, оказывается потенциальным участником этого пула. Важно, чтобы с самого начала в нем оказались страны Центральной и Восточной Европы и такая опорная страна региона, как Польша.

Треком, который может нам принести очень много неожиданностей, является трек Россия – постсоветские страны. За исключением Украины и Грузии мы весьма слабо представляем подходы к европейской безопасности, наличествующие в «ближних» столицах. В отличие от начала 1990-х страны СНГ могут оказаться весьма активными участниками дискуссии.

Пятый трек – отношения Россия–ОБСЕ. Бюрократия этой организации и «группы поддержки» ОБСЕ ревниво относятся к обсуждению новой архитектуры. Здесь важна четкая фиксация того, что предпринимаемые усилия направлены не на демонтаж ОБСЕ, а, наоборот, на оптимизацию ее роли в европейской системе.

Несомненно, в дискуссии по европейской безопасности появится и американский трек. Сейчас же линия Москва–Вашингтон в этом обсуждении наименее четкая. Вместе с тем ясно, что новая американская администрация по мере развертывания дискуссии будет формировать свою позицию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
635
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2358
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1566
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1192

Другие новости