Лев Пономарев стал еще одной жертвой хулиганских действий «неопознанных объектов».
Фото Арсения Нисходимова (НГ-фото)
Лидер движения «За права человека» Лев Пономарев, избитый неизвестными в понедельник вечером у подъезда собственного дома, вчера был выписан из больницы. Серьезных повреждений у него пока не обнаружено. Милиция начала расследование преступления, но никаких версий не высказывает. Между тем некоторые эксперты убеждены: найден новый способ воздействия на неудобных властям людей.
Руководитель правозащитной организации «За права человека» Лев Пономарев подвергся нападению группы не установленных лиц около своего дома не слишком поздним вечером 31 марта. Сам правозащитник случившееся считает преднамеренным актом: «Я твердо уверен, что это не случайное нападение хулиганов, а месть. Кто за этим стоит – конкретных предположений нет».
Правоохранительные органы в настоящее время воздерживаются от выдвижения определенной версии. Хотя и не настаивают, что произошло банальное ограбление, несмотря на то что у избитого Пономарева злоумышленники забрали мобильный телефон и ключи от машины. В своих комментариях правозащитник приводит, к примеру, такие подробности избиения: «Они били меня молча. Не было ни одного звука. Меня не ограбили. Это заказное нападение».
Соратники Пономарева по правозащитному движению и оппозиционной деятельности, ведь он – один из руководителей движения «Солидарность», все как один не верят ни в какую-то случайность, ни в успех расследования этого преступления. Более того, опираясь на тот факт, что на днях Лев Пономарев проводил общественные слушания по делу Михаила Ходорковского, почти все они связывают случившееся с большой политикой. В политических объяснениях случившегося вчера был замечен, например, кандидат в сочинские мэры Борис Немцов и член бюро движения «Солидарность» Иван Стариков. Последний отметил, что на него тоже в свое время нападали «хулиганы» и выбили несколько зубов. Причем, по его словам, как раз тогда, когда он занимался выдвижением Ходорковского кандидатом в депутаты Госдумы.
Правозащитники, особенно те из них, кто признан официально или состоит в рядах Общественной палаты РФ, высказывались вчера более осторожно. К примеру, член ОП Александр Брод, признавая, что у Пономарева как активного правозащитника могло быть много недоброжелателей, тем не менее посчитал преждевременными рассуждения о версиях происшествия. Зато другой коллега Пономарева – директор правозащитного центра «Сова» Александр Верховский обратил внимание на то, что расследования правоохранительными органами подобного рода нападений фактически никогда не приводят к результату.
Зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков отметил, что для России силовые акции против недовольных властью – не новость, а наоборот, весьма устойчивая традиция. «Сначала рубили головы, вешали и расстреливали, затем заказывали, а вот теперь избивают», – сказал он «НГ». Гудков считает, что государство наконец должно обратить внимание на то, что работа МВД является успешной практически во всех сферах, кроме одной – оперативном расследовании не только громких, но и всяких других насильственных преступлений.
А заместитель главы думского комитета по конституционному законодательству Виктор Илюхин уверен: правозащитникам не снится тенденция постепенной замены заказного убийства на заказное увечье. По его словам, во время кризиса обеспокоенность власти по поводу контроля над ситуацией в стране стала особенно заметной. Он даже предположил, что начальники почувствовали – «кресла под их задницами начинают качаться». По мнению Илюхина, обеспокоенность эта вполне может привести к желанию власти на период кризиса «несколько ограничить гражданские права людей». И здесь «нападения неизвестных», заметил он, будут применяться все чаще. «Это прекрасный способ без всяких скандалов и чрезвычайных расследований выбить наиболее активных оппозиционеров – и убивать никого не надо, и подкупать тоже: дал одному-двум по голове, а все остальные задумались».