Мак – вредоносная культура Афганистана.
Фото Reuters
В международном дискурсе вслед за кризисом на второе место твердо вышел Афганистан. Ситуацию в нем в пятницу обсуждали в Москве на конференции под эгидой ШОС страны–члены этой организации, наблюдатели и гости. Сегодня этим же занимаются представители 73 стран и 11 международных организаций в Гааге.
Обе встречи посвящены обеспечению международной поддержки усилиям по стабилизации ситуации в Афганистане и имеют перекрестный список участников. На московскую прибыли, в частности, генсек ООН Пан Ги Мун, представители НАТО и Госдепартамента США. В Гаагу выехал министр иностранных дел России Сергей Лавров, присутствуют и представители других стран – членов ШОС. На обеих конференциях представлен Иран.
Исходная посылка обеих конференций – признание необходимости сделать все возможное для обеспечения стабильности Афганистана, прекращения его функций «героиновой фабрики мира» и базы терроризма.
Все это говорит о том, что Афганистан больше не рассматривается как объект геополитической большой игры. В ХIХ веке под этим термином подразумевалось соперничество между Россией и Великобританией в борьбе за влияние на Афганистан. Войну в Афганистане в 1979–1989 годы кое-кто также преподносил как новое издание большой игры. В нем Советскому Союзу противостояла коалиция в составе западных стран и Пакистана, стоявшая за спиной исламистов-моджахедов.
Ирония судьбы состоит в том, что страны Запада ныне воюют с теми силами, которых они снабжали оружием и деньгами 20 лет назад. Сама война длится с октября 2001 года, то есть дольше иракской. Неудачи в ее ведении связаны с непоследовательностью администрации Джорджа Буша, переключившего внимание на Ирак. Это дало уже было разгромленным талибам возможность отдышаться.
Ныне, когда Барак Обама объявил Афганистан главным фронтом войны с терроризмом, туда направляются крупные подкрепления американских войск (17 тыс. солдат и еще 4 тыс. военных инструкторов). Будет увеличена помощь Пакистану, чтобы побудить его на более активное противодействие талибам в приграничной зоне.
Одновременно Белый дом пытается снизить планку своих целей. Достаточно, мол, избавить Афганистан от «Аль-Каиды». Но возможно ли такое без полного разгрома талибов?
Главная проблема для США и НАТО в Афганистане состоит в том, что война длится уже почти восемь лет. Тут трудно начинать все сначала, даже имея большие военные и материальные ресурсы. Ведь в США и в еще большей степени в странах – союзницах Америки накапливается психологическая усталость от участия в затяжном конфликте. Поэтому Обама обещает предусмотреть стратегию выхода из войны.
Она, однако, еще не сформировалась. Иначе не стал бы вице-президент США Джозеф Байден на последнем совещании в ситуационной комнате Белого дома предостерегать от сползания в трясину бесконечного конфликта. Он же ранее поделился с участниками одной из натовских встреч полезной статистикой. По ней до 70% талибов воюют за деньги. Вывод из этого предельно прост: попытаться переманить силы врага с помощью главной резервной валюты мира. Но продлится ли долго купленная лояльность?
Логику ситуации хорошо отразил бывший кандидат в президенты США Джон Маккейн. «Я думаю, что наметки этого предложения правильные, – сказал сенатор-республиканец о плане Обамы. – Лучший способ побыстрее уйти из Афганистана состоит в том, чтобы делать вид, что собираешься остаться».
Как представляется, России как стране, весьма заинтересованной в превращении Афганистана в стабильного участника мирового сообщества, а не очаг терроризма и наркотрафика, следует всячески поддерживать правительство этой страны и усилия международной коалиции. Важным проявлением этой поддержки является содействие безотказному функционированию северного маршрута доставки грузов коалиционным силам. Кроме того, Россия могла бы оказать Афганистану существенную помощь в деле подготовки квалифицированных кадров, в том числе военных. И даже материально – предоставляя, скажем, оружие и транспортные средства. В то же время никто не должен рассчитывать на участие в конфликте российских солдат.
Одновременно Москва могла бы предостеречь от поспешных планов, которые могут привести к дестабилизации уже существующей власти в Афганистане. Будь то попытки сговора с талибами или смещения нынешнего руководства страны. Это делу не поможет.