0
1632
Газета Политика Интернет-версия

30.03.2009 00:00:00

Кто будет раздавать бюджетные миллиарды

Тэги: кризис, дума, ер, госзаказ, конкурс


Увеличение расходов на госзакупки отечественных товаров, как известно, объявлено одной из антикризисных мер. Поэтому думская фракция ЕР и предложила разрешить кабинету министров раздавать госзаказы без конкурса. Сейчас таким правом обладает только президент РФ. КПРФ и ЛДПР выступили против новшества. Намекнула оппозиция и на коррупционность выдвинутого единороссами законопроекта. В результате вместо его аврального принятия в целом в прошедшую пятницу состоялось лишь первое чтение. А правительство пообещало прописать прозрачный механизм бесконкурсного распределения денег.

В Госдуме появился очередной антикризисный законопроект, который решено было принять по ускоренной процедуре.

Глава думского комитета по земельным отношениям Мартин Шаккум подготовил к Закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» одну небольшую, но очень важную поправку. Сейчас в статье 55 этого закона, где перечислены все случаи размещения госзаказа у единственного поставщика, есть пункт 17. В нем говорится, что по указу или распоряжению президента конкурсы могут не проводиться. Так вот, Шаккум предложил, чтобы и по распоряжению правительства можно было делать то же самое. Как известно, в антикризисной программе кабинет министров уделил большое внимание увеличению закупок для госнужд разнообразных отечественных товаров. Одних только автомобилей в 2009 году государство обещает приобрести на 32,5 млрд. руб. Около 40 млрд. должно пойти на приобретение дорожной техники российского происхождения. Кроме того, различным ведомствам приказано часть госзаказа разместить на малых предприятиях, чтобы таким образом тоже их поддержать. А премьер Владимир Путин вообще пообещал, что если и этих средств окажется мало, будут выделены дополнительные.

Интересно, что свой законопроект депутат Шаккум внес лишь 24 марта, а 27-го его уже планировалось принять сразу в целом. Все необходимые материалы депутатам были розданы заблаговременно. Так что на пленарном заседании в прошлую пятницу глава комитета лишь кратко сообщил, что «предлагаемый законопроектом подход в условиях существующего финансового кризиса позволит правительству более гибко и оперативно принимать решения, направленные в том числе и на поддержку отдельных отраслей экономики».

Депутатов из оппозиционных фракций прежде всего возмутил «гибкий подход» к думской законодательной процедуре. Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский поинтересовался: что же такое экстраординарное случилось в стране, что надо так быстро принимать очень серьезный проект? Коммунист попросил при этом не ссылаться на кризис, который идет уже давно и явно не остановится от бесконкурсного размещения какого бы то ни было госзаказа.

Но Шаккум вдруг загорячился, обвинив Решульского в том, что тот не знает: за последние несколько дней, например, КамАЗ не продал ни одного автомобиля. Так что, напомнил глава комитета, хотя соответствующие планы правительства о закупке продукции отечественного автопрома для госнужд уже озвучены, теперь исполнительной власти надо дать право принимать необходимые решения.

Тут депутат из ЛДПР Сергей Иванов еще больше обострил дискуссию. По его словам, таким ответом на вопрос коммуниста Шаккум «обвинил действующего президента в том, что он не в состоянии принимать адекватные меры: покупать автомобили «КамАЗ», заставлять своих подчиненных и так далее». Единоросс вынужден был оправдываться: мол, президентское право на определение безальтернативного поставщика распространяется в основном на оборонный заказ. Более мелкими проблемами, по его мнению, могло бы заняться уже правительство. Правда, все равно эти объяснения по отношению к Дмитрию Медведеву выглядели как-то пренебрежительно. «Не президенту нашему, уважаемому, так сказать, человеку распределять «КамАЗы» по соответствующим министерствам и ведомствам» – именно так и выразился единоросс. Более того, и суть таких объяснений вряд ли можно признать правомерной. Ведь сам Шаккум для примера привел Минобороны, которое могло бы закупать российские грузовики. Но по Конституции данное силовое ведомство как раз находится в прямом подчинении именно президента, а вовсе не правительства.

Коммунисты перед голосованием по законопроекту подчеркнули, что под предлогом кризиса «сейчас можно решать любые свои меркантильные или какие-то корпоративные интересы». Решульский прямо заявил, что закон написан не Шаккумом, а вброшен через него в Думу кем-то из правительства, чтобы таким образом обойти процедуру межведомственных согласований. Интересно, что Шаккум шифроваться и не стал, сообщив, что он действительно воплотил в законопроект правительственные задумки. Но координатор комфракции был уверен, что такие «вброшенные» законопроекты связаны с «пожеланием каких-то близко приближенных структур на получение очень больших бюджетных заказов». По мнению Решульского, Дмитрий Медведев болеет за страну не меньше, чем Владимир Путин. А законопроект, подписанный Шаккумом, по его словам, нужен для того, чтобы не надо было «к президенту идти с обоснованием и объяснять: а почему вот именно так нужно?»

Первый вице-спикер Олег Морозов, который вел пятничное заседание, специально несколько раз обратился к представителю президента в ГД Гарри Минху – не хочет ли он высказаться. Тот отказался, зато слово взял полпред правительства на Охотном Ряду Андрей Логинов. Он подтвердил, что исполнительная власть в принципе инициативу Шаккума поддерживает, но никакой чрезвычайности в ее одобрении не видит. Так что Логинов вдруг выступил против принятия закона сразу в целом. Он пообещал, что ко второму чтению в середине апреля в тексте обязательно появятся четкие критерии на тот счет, когда правительство сможет отменять конкурсы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1357
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
2249
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1359
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1431

Другие новости