Депутат Оксана Дмитриева недовольна закрытым форматом представления правительственных отчетов.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Сегодня Госдума собирается принять в первом чтении проект закона «Об отчете правительства о реализации мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики РФ». Предполагается, что исполнительная власть, получившая осенью прошлого года обширные антикризисные полномочия, в течение года этого должна отчитываться за них каждый квартал. Однако получается, что информацию депутаты станут получать задним числом и уже никак не смогут повлиять на принятые ранее финансовые решения. Отсутствует и публичность обсуждения этих отчетов.
Законопроект о ежеквартальных антикризисных отчетах правительства за деньги, выделенные Госдумой в течение осени, был внесен в конце января 2009 года. Под ним подписались все руководители фракции «Единой России», за исключением Бориса Грызлова, и верхушка бюджетного комитета нижней палаты. Уже один этот факт говорит о том, что документ получил благословение с самого верха российской власти. Тем не менее в Думе он лежал без всякого движения до начала марта. Интересно, что когда «НГ» написала об этой странной истории (см. номер от 06.03.09) и о том, что, судя по всему, закон «подвесил» министр финансов Алексей Кудрин, дело сразу же пошло. Отзыв правительства за подписью вице-премьера Сергея Собянина наконец-то пришел на Охотный Ряд. Причем положительный. По данным «НГ», полученным от источников в «Единой России», газетные публикации действительно сыграли роль своего рода катализатора бюрократических процессов внутри правительства.
Как уже писала «НГ», законопроект предполагает, что кабинет министров и Центральный банк должны собирать информацию от всех получателей антикризисных средств. И представлять ее депутатам по четкой схеме, изложенной в том же проекте. Главным за сбор и обработку информации назначается Минфин. Текст закона действительно предельно конкретен. И если он будет принят в нынешнем виде, то общественность сможет проследить чуть ли не каждую копейку, выданную из бюджета, Резервного фонда, денежных запасов Центробанка и прочих госисточников. Однако на практике все получается не так гладко. Во-первых, в самом законе написано, что отчет представляется в Думу в письменном виде. Во-вторых, поступает документ только в бюджетный комитет палаты. Который и будет готовить соответствующее постановление ГД. «Отчет правительства направляется в комитет ГД, ответственный за рассмотрение бюджета, для подготовки проекта постановления по рассмотрению отчета правительства», – сказано в законе о главной для депутатов процедуре.
Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский сразу обратил внимание на эту особенность: «Получается, что остальные депутаты здесь как бы ни при чем». Настораживает коммуниста и тот факт, что об итоговом постановлении палаты по отчету правительства никаких подробностей не указывается. «Может быть, мы просто будем принимать информацию правительства к сведению», – предположил он. Тем не менее КПРФ собирается сегодня голосовать за документ. Первый зампред фракции эсэров Оксана Дмитриева тоже считает, что какая-то информация лучше, чем совсем никакой. Тем не менее она сразу же заметила: в отчетах будет говориться о принятых решениях и выданных деньгах, а значит, «депутаты изменить уже ничего не смогут». По ее мнению, гораздо правильнее было бы, чтобы Дума участвовала в предварительном обсуждении будущих решений. Также, отметила она, большая часть антикризисных денег выведена из-под бюджетных процедур, которые обеспечивают хотя бы минимальный контроль. Так что на вопрос «НГ», что же это вдруг случилось с правительством и партией власти, почему они согласны на такую финансовую прозрачность, Дмитриева прямо ответила: ничего особенного не произошло. По ее словам, ничего страшного для власти в этих отчетах не будет, тем более что основная часть денег роздана в прошлом году, а следовательно, в будущих отчетах этого года отражена быть не может. Дмитриева не исключает, что законопроект с таким громким названием нужен лишь для пиара. Мол, обещали, что решения исполнительной власти будут всем понятны и для всех прозрачны, вот свое слово и держим.
Некоторые думские источники предполагают, что влияние оказала и практика западных стран, где антикризисные меры правительств широко обсуждаются и всем известны. Сергей Решульский, кстати, не исключает, что законопроект стал результатом внутренней борьбы в структурах российской власти. По его словам, «может быть, на какого-то получателя госпомощи надо надавить – смотри, дескать, попадешь в отчет, – или кого-то засветить».