Руководство страны и общество зачастую забывают о тех, кто отдал стране самое ценное – свою жизнь, защищая интересы России. Забывают чиновники и о семьях погибших военнослужащих. А их немало в стране. За последние 30 лет Вооруженные силы, другие силовые структуры находятся фактически в состоянии войны, систематически участвуют в тех или иных боевых действиях в стране и горячих точках за рубежом. И, к сожалению, сейчас в РФ насчитывается около 200 тыс. семей военных, погибших при исполнении воинского долга.
Как свидетельствуют многочисленные обращения, поступающие в Общественную палату, жены и дети погибших военнослужащих, которые перенесли тяжелейший психологический стресс, зачастую оказываются в сложнейших жизненных ситуациях, сталкиваются с грузом различных проблем. И помощи им ждать порой не от кого. Если раньше, во времена СССР, членов семей погибших военнослужащих приравнивали к участникам Великой Отечественной войны, то сейчас с этим полная неразбериха. В правовой сфере существует огромный информационный вакуум. Кроме того, законодательные акты, регламентирующие помощь семьям погибших, зачастую противоречат друг другу, а органы соцзащиты, получая их, иногда просто кладут документы в стол и продолжают работать по-прежнему. Родители и вдовы даже не знают, на что они имеют право.
В обществе неоднократно поднимался вопрос о принятии федерального закона «О статусе членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга, и социальных гарантиях». Однако данную идею Минздравсоцразвития РФ отвергло, указывая на то, что существуют федеральный закон о статусе военнослужащих и другие нормативные акты и принятие нового закона, мол, «приведет к дублированию». То есть в правительстве, видимо, не хотят упорядочить и усилить социальную защищенность указанной категории людей.
Но это ни с правовой, ни с гуманитарной точек зрения неправильно. Государство, наоборот, должно расширить перечень льгот для семей погибших военнослужащих и организовать информирование о них как чиновников, так и все население страны. К этому процессу должны быть подключены местные органы власти. Мы начали направлять письма всем губернаторам с просьбой активнее помогать семьям погибших военнослужащих, привлекать к этой работе различные бизнес-структуры. Общественная палата также выступила с инициативой зачисления на бюджетной основе в государственные вузы детей погибших при исполнении воинского долга военнослужащих без экзаменов. По закону дети погибших военнослужащих имеют право на зачисление в вуз на бюджетной основе по результатам собеседования. Но на практике, как свидетельствуют поступающие к нам письма и обращения, эта схема почти не работает. И здесь, думается, на законодательном уровне надо просто ввести административную (а может быть, и уголовную) ответственность чиновников за неисполнение этого положения закона. Думается, надо усилить ответственность для руководства суворовских военных училищ и кадетских корпусов, которое препятствует принятию туда детей-сирот и детей погибших военнослужащих. В ОП поступает много жалоб по этой проблеме. Детей-сирот устроить в СВУ очень трудно.
Другая проблема – чисто материальная. Как известно, размер пенсии для детей и вдов зависит от звания погибшего военнослужащего. Хотя порой трудно измерить величину собственно материального вклада в дело защиты Родины погибшего военнослужащего. Почему по льготной пенсии семья геройски погибшего прапорщика или сержанта должна получать меньше того, что получает семья геройски погибшего капитана или майора? Дети и жены здесь ни при чем, их развитие и существование в обществе не должны зависеть от рангов и званий их отцов. Может быть, было бы правильнее выплачивать пенсии семьям погибших военнослужащих по единым критериям, как это делается, к примеру, в Московской области. Здесь установлена единая сумма выплаты вне зависимости от звания – 8500 руб. Почему бы не поступить так же и в других регионах? Хотя данный вопрос относится больше не к губернаторам, а к руководству страны в целом.
Сейчас в ОП создан координационный совет, который займется взаимодействием со всеми организациями, связанными с социальной защитой семей погибших военнослужащих. Но этого мало. Необходимо установить патронат президента и руководителей всех силовых структур над семьями военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга. Руководство страны должно повернуться лицом к этой проблеме.