Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (СИПРИ) обнародовал итоги и прогнозы состояния международной безопасности и военных расходов государств мира. Отмечается, что в 2009 году будет происходить дальнейшее усиление угроз международной безопасности. При этом, по подсчетам СИПРИ, в большинстве стран, несмотря на мировой экономический кризис, будет наблюдаться увеличение военных бюджетов, а также объемов продаж оружия и боевой техники.
«Институты по поддержанию мира могут столкнуться с серьезными проблемами, что видно хотя бы на примере Афганистана», – заявил директор института Бейтс Джил на презентации издания «СИПРИ-2007», прошедшей недавно в Москве. Между тем возникновение горячих точек возможно и в зоне интересов России – так называемом ближнем зарубежье. На такие выводы наталкивает анализ открытых данных о военных бюджетах стран СНГ (сюда традиционно включают Грузию и Туркмению, не входящих в Содружество) на 2009 год. Даже в условиях кризиса и секвестра финансовых планов оборонные расходы постсоветских стран останутся неизменными. При этом их суммарные расходы на оборону в 2009 году по сравнению с 2008 годом вырастут на 9%. Исключение составляет Россия, где ожидается сокращение военного бюджета на 8%. Впрочем, даже в условиях секвестра военные расходы РФ в нынешнем году будут на 3% больше, чем в предыдущем.
Это самый малый прирост ежегодных военных расходов РФ после 2000 года. Хотя в относительном выражении за последние восемь лет военный бюджет страны вырос более чем в 2,5 раза. Сопоставимый рост военных расходов за период 2000–2008 годов характерен для большинства стран бывшего СССР.
Между тем, по данным СИПРИ, с 1997 по 2006 год общемировые военные расходы выросли только на 37%. Очень скромно, как утверждают эксперты института, мировые расходы росли в 2005–2007 годах – в среднем на 3,5% ежегодно. На этом фоне постсоветское военное пространство – исключение. В 2006 году по сравнению с 2005 годом суммарные расходы бывших советских республик (без учета стран Балтии) возросли на 28%. А за период 2005–2008 годов – в 2,08 раза.
Военные расходы некоторых постсоветских стран отрывают значительные средства от их экономик. Абсолютным лидером здесь, как и прежде, является Грузия, военный бюджет которой в 2008 году составил почти 1 млрд. долл., или 5% от ВВП. За период 2004–2008 годов Грузия увеличила свой военный бюджет более чем в 10 раз. Приводя такую статистику, аналитики в один голос говорили, что Грузия готовится к войне. Эта скоротечная война, как известно, случилась в августе 2008 года. Грузия ее проиграла, но военные аппетиты ее от этого не убавились. 4,4% от ВВП на 2009 год – рекордный показатель запланированных военных расходов не только в рамках СНГ, но и в целом на Евразийском континенте. Исходя из этого можно предположить, что режим Саакашвили не отказался от своих реваншистских планов по отношению к Южной Осетии и Абхазии.
Значительные суммы на оборону от ВВП страны в 2009 году, как и прежде, потратят Армения (3,6% от ВВП) и Узбекистан (3,4%). Этому тоже есть объяснение. Между Арменией и Азербайджаном существует конфликт по поводу территории Нагорного Карабаха, и Ереван готовится к возможным боевым действиям. В Узбекистане сложная социальная обстановка, связанная с перенаселением, безработицей, влиянием радикальных экстремистских и религиозных течений. Развитие этих тенденций должен там предотвратить так называемый военный фактор.
Заметим, что страны с относительно развитой сырьевой экономикой – Казахстан и Азербайджан – уменьшили в относительном выражении расходы на оборону. Хотя в абсолютном выражении их бюджеты в 2009 году по сравнению с 2008 годом подросли как минимум на 10–15%. Стабильный рост военных расходов наблюдается в Белоруссии, Туркмении и Таджикистане – в этом году не менее чем на треть. Самые маленькие военные бюджеты у самых бедных постсоветских республик – Киргизии и Молдавии (менее 1% от ВВП). При этом военный бюджет Киргизии уменьшится в 2009 году на 7,7%. Но Бишкек, как и другие центральноазиатские республики, рассчитывает на военную помощь Москвы. На военную помощь ЕС и Румынии рассчитывает Молдавия. Уменьшение бюджетных военных расходов в нынешнем году будет у Украины.
Таким образом, более интенсивная, чем во всем мире, милитаризация стран СНГ говорит о том, что постсоветское пространство по-прежнему остается нестабильной зоной, где возможны как межгосударственные, так и внутренние вооруженные конфликты, которые при определенных условиях могут перерасти в крупномасштабные войны. К уже традиционным, замороженным конфликтным территориям в Закавказье и Приднестровье могут прибавиться проблемные регионы на юге Таджикистана, Узбекистана и Туркмении в связи с возможным экспортом нестабильности (в случае прихода туда исламистских оппозиционных группировок и боевиков наркокартелей) из соседнего Афганистана. Политический кризис в Украине, проблемы статуса Крыма, Севастополя и ЧФ также могут способствовать формированию в стране взрывоопасных ситуаций. Практически все руководство постсоветских стран выход из подобных конфликтных явлений видит в наращивании оборонных бюджетов своих стран. И даже экономический кризис здесь не помеха.