Протоиерей Всеволод Чаплин присматривается к новым возможностям сотрудничества с государством.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сразу же после тульского появления Дмитрия Медведева в окружении глав традиционных российских религиозных организаций депутаты занялись новациями в законодательстве о религиозных организациях. На эту тему вчера в Госдуме состоялся круглый стол. Самыми спорными проблемами были названы имущественные. Здесь у конфессий есть свой список требований к государству. Эксперты уверены, что сейчас, в кризисное время, власти их удовлетворят. Поскольку религиозные организации вполне могут помочь государству в борьбе с кризисом, занявшись умиротворением народных масс.
Круглому столу в Госдуме предшествовало выездное заседание Совета по делам религиозных объединений при президенте РФ 11 марта. Почему местом проведения этого мероприятия была выбрана Тула, можно только гадать. В прошлый раз подобный совет собирался в 2004 году в Москве, в Кремле. Правда, в Туле тоже есть свой кремль... Заседание было совмещено с сессией Госсовета и собрало всю религиозную элиту страны. По сути дела, заседание в Туле еще раз наглядно продемонстрировало: все религиозные организации у нас равны, но некоторые «более равны», чем другие. Наблюдатели отметили, что Патриарха Кирилла, весьма удачно приурочившего к этому заседанию архипастырскую поездку в Тульскую епархию, встречали шумной овацией, а президента Дмитрия Медведева гораздо скромнее. Речь шла о роли религиозных организаций, которую они могут сыграть в деле воспитания молодежи, особенно в период социально-экономического кризиса. Президент предложил религиозным организациям, и РПЦ в первую очередь, противостоять социальному пессимизму. Похоже, дело не только в молодежи. Это лишь часть долговременного социального контракта, фактически заключенного между государством и Русской православной церквью на время кризиса – крупнейшая религиозная организация страны обеспечивает спокойствие в обществе, а взамен рассчитывает получить материальные дивиденды: культовые сооружения переводятся из бессрочной безвозмездной аренды в собственность; деятельность духовных учебных заведений лицензируется, их учащимся возвращаются отсрочки от воинской службы; легализуется деятельность священников в Вооруженных силах; в школьных расписаниях закрепляются уроки «Основ православной культуры»... Симфония Церкви и государства в действии! Не о такой ли симфонии говорил Патриарх Кирилл в своей «инаугурационной речи» в Кремле на приеме в честь своего избрания? Похоже, что о ней. Мусульманские, иудейские, католические и протестантские общины также получают свою часть пирога. Но совместима ли эта доктрина с концепцией светского государства, которая закреплена в российской Конституции?
На вчерашнем круглом столе в Думе тема взаимной выгоды религиозных организаций и государства в непростое время экономического кризиса звучала еще более отчетливо. Хотя тоже не напрямую.
Например, зампред Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин напомнил: в Туле с Медведевым обсуждались и вопросы участия конфессий в образовании молодежи и готовности, в частности, РПЦ взять на себя часть социальных функций, которые государству осуществлять сейчас удается не слишком хорошо. В то же время в речи Чаплина прозвучали тезисы по наиболее спорному сейчас моменту во взаимоотношениях РПЦ и государства. Дело в том, что в правительстве все еще идет согласование закона о передаче религиозным организациям ранее принадлежащего им имущества. И православные намекают: передача без того, чтобы все это имущество было сначала приведено в порядок за бюджетные деньги, смысла не имеет. Чаплин, кстати, настаивает, чтобы в список передаваемого попали и изъятые когда-то тем же государством у Церкви образовательные учреждения.
Корреспондент «НГ» поинтересовался: идут переговоры о некотором социально-имущественном контракте между религиозными организациями и властью – она отдает ранее отчужденную у них собственность, а Церковь усиливает в обществе пропаганду смирения и терпения? Депутаты и эксперты открыто предпочли не высказываться. Даже несмотря на то, что в конце прошлого года руководство РПЦ публично попросило у исполнительной власти о беспроцентной ссуде, о чем, кстати, писала «НГ».
Заиконоспасский монастырь в Москве. Сегодня РПЦ отстаивает в суде свое право на часть помещений Историко-архивного института. Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото) |
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов уверен: власть действительно «ищет опоры и поддержки везде, где это возможно». Он сам выступил вчера на круглом столе, напомнив: сейчас Церкви не пристало основное внимание уделять вопросам владения собственностью. В то же время депутат уверен: пока российские традиционные конфессии, и прежде всего РПЦ, «по крайней мере декларируют более или менее самостоятельную позицию». При этом он сослался на речь Патриарха Кирилла в Туле, которая, по его мнению, «была проникнута антиолигархическими и антилиберальными высказываниями». Вывод Обухова таков: власть будет делать попытки превратить религию в дополнительный механизм контроля над настроениями народа, и Церквам придется усилить здесь активность. Однако они, видимо, все-таки не пойдут на грубый размен своего духовного авторитета на собственность.
Глава думского комитета по культуре Григорий Ивлиев заявил «НГ», что влияние конфессий на людей всегда было значительным, потому что они проповедуют вечные ценности и «делают человека более социальным». А одна из таких ценностей, заметил он, – терпение, которое в условиях кризиса действительно является важным делом. Вместе с тем Ивлиев дал понять, что государство не забывает и о земных основах российских религий. В 2009 году, например, через федеральную целевую программу «Культура России» более 3 млрд. руб. пойдет на реставрацию и восстановление религиозных объектов.
Политолог и депутат из фракции ЕР Сергей Марков в интервью «НГ» назвал сотрудничество государства и Церкви «взаимной заинтересованностью». Он считает, что государство должно поддерживать те конфессии, которые проповедуют социальный мир и ценности, объединяющие людей, потому что во время кризиса «возрастает необходимость в духовном окормлении общества». При этом Марков призывает быть справедливыми и помнить, что именно государство в свое время изымало у конфессий их имущество в нормальном виде, так и возвращать его должно точно таким же. Другое дело, заметил он, что «во время кризиса соответствующие расходы должны быть умеренными».
Церковь и собственность
Право собственности религиозных организаций регламентируется Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», который был принят в 1997 году. Широкая дискуссия о возвращении религиозным организациям ранее принадлежавшей им недвижимости началась с обсуждения некоторых положений этого закона. Подавляющая часть культовых зданий находится сегодня в федеральной или муниципальной собственности и арендуется религиозными организациями на бессрочной безвозмездной основе. Однако в 2004–2009 годах государство передало религиозным организациям, в первую очередь РПЦ, в собственность 76 объектов (из них 49 храмов, 17 монастырей). Стали обычным делом имущественные конфликты между РПЦ и учреждениями, занимающими передаваемые здания (например, спор вокруг помещений Заиконоспасского монастыря в Москве, большая часть которых занята Российским государственным гуманитарным университетом). В 2007 году Минэкономразвития начало разработку законопроекта о передаче в собственность религиозных организаций арендуемых ими помещений. Он встретил ряд замечаний как со стороны религиозных организаций, так и со стороны Министерства культуры (значительная часть культовых зданий, которые планируется передать религиозным организациям, являются объектами исторического наследия). Сейчас разработка законопроекта находится в стадии завершения.