Дружинники нового поколения, возможно, обзаведутся штрафными квитанциями.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
С 1 июля добровольные народные дружины и отряды самообороны граждан обретут официальный статус на территории России. Соответствующий закон в ближайшее время будет принят Государственной Думой. Во вчерашнем газетном интервью заместителя главы МВД Николая Овчинникова обозначены многие важные детали проекта. Среди них упоминание о неких отрядах самообороны, организуемых по месту жительства граждан. Некоторые положения законопроекта вызывают сомнения у экспертов.
Сегодня документ проходит апробацию в регионах. По истечении месяца он вернется в Думу в сопровождении благоприятных отзывов – оказывается, в стране уже существует более 34 тыс. «общественных формирований правоохранительной направленности», по словам генерал-полковника милиции Овчинникова. Числится в этих дружинах 363 тыс. человек. Замминистра уверен – «народные дружины были не самым худшим изобретением советской власти». Пояснительная записка к законопроекту состоит в основном из страшилок по поводу роста преступности. При этом создается впечатление, что МВД стремится решить собственные проблемы за счет волонтеров.
Отряды самообороны, по словам Овчинникова, – «это группы граждан, создаваемые по локальному принципу для решения задач охраны общественного порядка по месту жительства, месту пребывания или нахождения своей собственности». «Группа граждан» фигурирует в законопроекте как общественная организация – со своим уставом и прохождением всех необходимых процедур регистрации. А главное, самооборонщикам разрешат пользоваться оружием – травматическим и газовым.
Права у самооборонщиков будут довольно широкие: им, разумеется, запрещено «необоснованно ограничивать чьи-либо права и свободу, унижать честь и достоинство человека», но кто будет определять «пределы границ»? Милиционер, в непосредственном распоряжении которого появляется армия дармовых помощников? И как быть со свидетелями, которых у оборонщиков заведомо больше, чем у того, кто им будет, возможно, «необоснованно» сопротивляться?
Возникают и другие вопросы к генералу. Если гражданин выкажет ослушание перед оборонщиком, то будет наказан штрафом – от 500 до 1000 руб. Для этого внесут соответствующую поправку в Кодекс об административных правонарушениях. То есть нарушителю, окруженному компанией оборонщиков, предложат расплатиться – конечно, законным путем. А может, и традиционным, испытанным способом. Понятно, в таких условиях в отряды будут охотно записываться добровольцы. Олег Ельников, замначальника Управления по общественным связям МВД, уверен, что «закон устранит саму возможность злоупотребления»: «Когда человек четко знает свои права и обязанности и его права и обязанности знают другие люди, это, согласитесь, в общем-то...»
Корреспондент поинтересовалась льготами, которые ожидают дружинников и самооборонщиков. Собеседник «НГ» сообщил, что столичные волонтеры уже пользуются бесплатным проездом на городском транспорте. И это тоже выглядело удивительно: автор этих строк ни разу не видела у себя в округе людей с красными повязками, охраняющих ее покой. Но, как выясняется, невидимки уже вовсю пользуются частью налогов, которые платят в казну москвичи. «Где-то, может быть, премии доплачивают из местного бюджета, где-то дополнительные выходные дают...» – таким образом Олег Ельников представляет себе льготы, ожидающие милицейских волонтеров.
Собеседник «НГ» уверен, что главное отличие нынешних дружинников от советских – отсутствие обязаловки в их работе: «Это все должно быть сугубо на добровольной основе». Однако, засомневалась корреспондент «НГ», вряд ли предприниматели, в последние несколько месяцев изрядно «оптимизировавшие» свой бизнес, разрешат сотрудникам покинуть рабочее место даже из самых благородных побуждений. Ельников не согласен с «НГ»: «Если в распоряжении предпринимателя два продавца работающих – это один вопрос. Если это малое предприятие, где работают, грубо говоря, 100–120 человек, если два-три сотрудника два-три раза в месяц отойдут, я думаю, хозяин большого ущерба не ощутит».
Еще один важный вопрос вряд ли был рассмотрен авторами проекта. А если и попадал в поле зрения сотрудников МВД и депутатов, то был ими проигнорирован. Между тем член Московской городской коллегии адвокатов Олег Щербаков рассказал «НГ» о недопустимости самодеятельности в области охраны общественного порядка: «На Западе, если, например, человеку на улице стало плохо, он упал, а мы не знаем, по какой причине, к нему запрещено подходить и оказывать помощь, если ты не врач. Потом срочно надо вызывать полицию или скорую. Но прежде всего полицию, потому что полицейский окажет помощь – он этому специально обучен».
Самодеятельность здесь запрещена, поясняет эксперт: граждане застрахованы, и любое непрофессиональное вмешательство в чужую жизнь может привести к самым серьезным последствиям. «Если человек влез не в свое дело, – поясняет Щербаков, – страховая компания столько может на него повесить, что мало не покажется. Там просто достаточно любому человеку вспомнить, какие страховые последствия возникнут для тебя после того, как ты вышел на улицу с добрым желанием кому-то помочь. У нас именно при слабом развитии страховой системы и возможны такие «happy end», я бы сказал, в МВД, при которых они пытаются с себя снять какие-то заботы. Это недопустимо. Это просто откат в советское прошлое. Это кружок «Умелые руки». Недопустимо такие кружки создавать в МВД...»
Заметим напоследок: расходы на содержание народных дружин и отрядов самообороны возлагаются на местные власти. Которые, напомним, сегодня сочиняют одобрительные отзывы о проекте.