Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев разъяснит, кого нужно арестовывать.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Верховный суд готовит постановление, в котором будут изложены объяснения, в каких случаях следует использовать меру пресечения в виде ареста, а в каких нет. Это постановление можно считать промежуточным ответом на Послание президента, в котором глава государства затронул вопросы гуманизации уголовного права, в частности, применительно к арестам и назначению наказаний, связанных с изоляцией от общества. Что касается других законопроектов, направленных на модернизацию судебной системы, то их появления можно ожидать не раньше осенней сессии парламента.
Верховный суд, как удалось выяснить «НГ», в ближайшее время готов обнародовать постановление, в котором будут изложены критерии применения меры пресечения в виде заключения под стражу.
Постановление Верховного суда станет своего рода ответом на требование, которое президент сформулировал в Послании, по поводу развития судебной системы. Президент тогда заявил: «Нельзя забывать о таком принципиальном вопросе, как гуманизация закона и порядка его применения. Судам следует более взвешенно относиться к избранию мер пресечения в виде ареста и к назначению наказаний, связанных с изоляцией от общества». Эту тему президент развил и на съезде судей, состоявшемся в середине декабря прошлого года.
В январе глава государства дал поручение разработать законопроекты, призванные модернизировать судебную систему. В их числе урегулирование в законодательном порядке возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием суда; создание единого дисциплинарного органа, уполномоченного рассматривать конфликты, связанные с применением мер дисциплинарного воздействия в отношении судей; создание государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам на всей территории страны, начиная с 2010 года; применение альтернативных мер уголовного наказания, не связанных с лишением свободы; внедрение досудебных процедур рассмотрения споров. Разработкой законопроекта было поручено заняться совместно Верховному суду и Минюсту.
Судебная реформа затормозилась в пути
Тезисы, связанные с гуманизацией уголовного права, глава государства в середине февраля еще раз детально обсудил с судейским сообществом и представителями региональных властей на заседании президиума Госсовета в Вологде. Впрочем, до разработки законопроекта по поводу применения альтернативных мер наказания у Верховного суда руки пока не дошли. Верховный суд подготовил лишь постановление о применении меры пресечения в виде ареста. «В настоящее время существует довольно противоречивая практика принятия меры пресечения в виде ареста. Кто-то склоняется к тому, что без этой меры пресечения не обойтись, другие считают ее злом. В постановлении Верховного суда проанализирована существующая судебная практика и даны критерии, по которым мера пресечения в виде ареста должна применяться», – рассказал «НГ» источник в Верховном суде. Правда, не исключено, что законопроект на этот счет после принятия постановления также будет разработан. Глава Минюста Александр Коновалов отметил в беседе с «НГ», что ведомство будет заниматься подготовкой соответствующих законопроектов в течение года. Судя по тому, что работа над законопроектами затягивается, ждать их внесения можно не раньше, чем в период осенней сессии Госдумы.
Поторопить процесс вызвалась партия «Правое дело». Как рассказал сопредседатель ПД Леонид Гозман, партия обратилась к спикеру Госдумы Борису Грызлову с предложением принять законопроект по смягчению ситуации с арестами предпринимателей. Праводельцы считают, что арестовывать человека до решения суда неправильно. Однако ответа из нижней палаты на свою инициативу они так и не дождались.
Политреформа вырвалась вперед
Между тем первый блок Послания, посвященный политической реформе, был в весьма короткие сроки не только облечен в законопроекты, но и в течение февраля внесен в Госдуму целиком. Более того, почти все президентские инициативы из так называемых «десяти заповедей Медведева», успели пройти первое чтение в Госдуме. А, к примеру, законопроект о реформе порядка формирования Совета Федерации был одобрен в трех чтениях нижней палатой, поддержан верхней еще в январе и уже поступил на подпись президенту. Ожидается, что до конца весенней сессии все президентские инициативы пройдут через обе палаты парламента.
Интересно, что законопроекты Медведева в процессе обсуждения в Госдуме подвергаются лишь редакционным правкам. Нареканий к ним не высказывают даже депутаты оппозиционных фракций. Демонстрируемое парламентариями единодушие, судя по всему, вызвано тем, что реформы президента прежде всего нацелены на поддержку оппозиционных парламентских и малых партий. Президент, в частности, предложил снизить число подписных листов для регистрации партий на думских выборах, а те партии, которые смогут создать фракции более чем в трети региональных парламентов, вообще освободить от сбора подписей. Сопредседатель «Правого дела» Борис Титов в беседе с «НГ» выразил уверенность, что возглавляемой им партии в общем-то по силам в срок до 2011 года, когда состоятся очередные парламентские выборы, создать фракции ПД в трети региональных парламентов. Одновременно партиям-малышкам гарантировали один-два мандата в случае, если они наберут на выборах от 5 до 7% голосов. А оппозиционным парламентским партиям гарантировали равный доступ к эфиру государственных телеканалов, на чем они настаивали довольно продолжительный период.
Впрочем, ряд законопроектов в какой-то степени ужесточил политическую систему. Так президент решил наделить муниципальных депутатов правом удалять от должности проштрафившихся мэров. В целом, несмотря на появлявшуюся время от времени критику в адрес президентских инициатив, политической элитой они были восприняты вполне благодушно. И тут должное надо отдать структурам в кремлевской администрации – подшефным первому замруководителя администрации президента Владиславу Суркову, которые занимались разработкой законопроектов и сопровождением их в парламенте.