На фоне февральских перестановок в губернаторском корпусе, обозначивших переход федеральной власти к наступлению на региональные элиты, конфликт вокруг назначения главы управления Федеральной налоговой службы (УФНС) по Дагестану остался почти незамеченным. Публикации об этом инциденте появились в прессе, но довольно быстро оказались забыты. Это неудивительно: исход конфликта выглядел как уступка местным элитам, и федеральная власть сама не была заинтересована в привлечении к инциденту серьезного внимания.
Действительно, на первый взгляд Муху Алиев вышел из ситуации триумфатором. Жесткость, с которой республиканские власти встретили назначение главой УФНС Владимира Радченко, была беспрецедентной с точки зрения существующих правил игры. Да и сам глава Дагестана раньше открытой фронды себе не позволял. О накале страстей можно судить по фрагменту специально созванной Алиевым пресс-конференции 16 февраля. Недовольство главы Дагестана вызвал как факт снятия без согласования с ним с поста главы УФНС Назима Апаева, так и жесткий отказ главы ФНС Михаила Мокрецова отменить свое решение: «Я говорю (Мокрецову. – «НГ»): что за разговор? Вы никакого права (назначать главу УФНС. – «НГ») не имеете, право имеет министр финансов Алексей Кудрин». Далее президент Дагестана то ли созванивался, то ли встречался с главой Минфина Алексеем Кудриным. И, по его словам, рассмотрение вопроса о назначении главы УФНС «затянулось в связи с финансовым кризисом, занятостью Алексея Леонидовича». Закончилась пресс-конференция Алиева серьезной политической заявкой: «Никакой Радченко здесь работать не будет. Будет работать тот, кто согласован с нами».
Как известно, решение о назначении Радченко вскоре отозвали, а центральной власти был нанесен имиджевый и политический ущерб, поставивший под сомнение реализацию курса на обеспечение верховенства закона. На фоне подчеркнуто жестких действий Центра в конце прошлого года (подчеркнуто жесткая реакция Дмитрия Медведева на предложения Юрия Лужкова по восстановлению прямых выборов глав регионов) и недавней череды губернаторских отставок реакция Москвы казалась неожиданно пассивной.
Однако, судя по развернувшимся впоследствии событиям, ситуация далеко не однозначна. Федеральная власть не может не учитывать, что Дагестан – неспокойный регион с собственными традициями, клановой ментальностью, представлениями об оптимальном паритете между представителями этносов при распределении ключевых должностей. Поэтому, не желая подрывать позиции Алиева внутри региона, Москва формально уступила его требованиям. В действительности же реакция оказалась более сложной. По версии агентства regions.ru, Кремль ударил по видным представителям дагестанской диаспоры в обеих столицах, которые ныне занимают высокие государственные должности и лоббируют интересы Муху Алиева на федеральном уровне. Первым под удар попал оказавшийся на грани отставки генеральный директор Всероссийского выставочного центра Магомед Мусаев (его считают лоббистом Алиева во многих государственных органах). В республике поговаривают о возможности ослабления позиций и других представителей республиканского лобби – заместителя генерального прокурора РФ Сабира Кехлерова и судьи Конституционного суда РФ Гадиса Гаджиева.
Похоже, что, уступив в конкретном кадровом вопросе, Москва предпочла дать более тонкий асимметричный ответ. Избежав развития прямого конфликта с президентом Дагестана, федеральная власть в то же время дала сигнал, что издержки для глав регионов от подобных «бунтов» могут оказаться довольно болезненными. Как показывает практика, подобные намеки часто выглядят куда убедительнее, нежели классическая «показательная порка».