У государства, которое не готово оказывать образованию поддержку в любых условиях, нет будущего.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
«Реорганизация системы образования не должна приостанавливаться даже в условиях экономического кризиса», – заявил президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с ректорами российских, испанских и латиноамериканских университетов. И обратил при этом внимание на то, что образовательная реформа в России требует серьезных инвестиций и постоянного внимания государства. «Не буду скрывать, осуществлять ее труднее в сложившихся экономических условиях», – сказал президент. Но государства, которые не готовы оказывать образованию поддержку в любых условиях, «обречены остаться на задворках истории»...
Что ж, об этом не любят говорить вслух, но думают об этом практически все. Речь идет о бюджетном высшем образовании. Бюджетное образование при тех специфических социально-экономических условиях, которые сложились в современной России, – это халява. Халява в том смысле, что достается она, как правило, не самым умным, а самым подготовленным («натасканным») или просто удачникам, в худшем варианте – просто блатным. Причем достается на все пять или четыре года учебы. Битва за бюджетные места на обучение в вузе сопровождается самым высоким уровнем коррупции в стране. Попасть на бюджет хотят все – и самые богатые и самые бедные, потому что это престижно (как будто учат платников и бюджетников не те же самые преподаватели?!).
Породили столь несуразную практику сами же вузы, организуя раздельный прием «на бюджет и за плату». Сегодня, кстати, даже президентский наказ о помощи попавшим в затруднительное положение платникам-отличникам выполнить не так-то легко: перевод с платного отделения на бюджет затруднен по этой же самой «разделительной» причине. И что самое интересное: разделение это толком объяснить никто не может.
Вузы как будто заранее просят у населения прощения – учтите: мы кое-кого готовим за деньги, а не за талант. И это, мягко сказать, нечестная игра, потому что, когда в больнице мы ложимся к хирургу на стол, мы не можем знать, обучали ли этого студента за деньги или за талант. Нам просто хочется жить. Если студент не дотягивает до учебы в данном вузе, значит – не дотягивает даже за деньги. И другой вопрос: если всех студентов в данном вузе готовят все-таки по таланту, то почему разница в балл или полбалла (которых не хватило какому-то таланту при поступлении) должна стоить 150 тыс. руб. в год и более.
То, что сегодня подразумевается под бюджетным образованием, должно носить другое название – обучение по контракту. Говорят об этом давно, но реальных действий в этом направлении по-прежнему нет. Студент, учебу которого оплачивает государство, должен заключить с государством контракт, согласно которому он обязуется отработать определенный срок на государство или вернуть потраченные на его образование средства.
Контрактными должны быть только те специальности, в которых остро нуждается государство. Когда же на одну специальность в вузе открывают всего 5–8 бюджетных мест – это плохо завуалированные места «для своих». Нет заказа на таких специалистов – прекратите на время бюджетную подготовку по данной специальности! Сегодня около двух третей студентов платят за свое обучение┘
Положение, когда целыми факультетами выпускники бюджетных отделений престижных вузов переезжают поднимать экономику чужих стран, тоже не должно нас сильно умилять. Дескать, вот там немного поработают и к нам вернутся. Не вернутся! Так нет же, мы радуемся за судьбу этих удачников. А, по-хорошему, думать мы при этом больше должны о финансовом благополучии своей собственной страны.
Конечно, при таком более справедливом раскладе должна заработать нормальная стипендиальная программа и программа кредитования обучения, программа грантов и эндаументов. И плата за обучение не должна быть заоблачной, а такой, чтобы родители могли четко выстроить бюджет собственной семьи. И ничего страшного в этом нет.
Гораздо страшней, когда, по данным ЮНЕСКО за 2007 год, сумма взяток в сфере высшего образования в России достигла 520 млн. долл. Когда обезумевшие родители платят бешеные деньги репетиторам престижных вузов, подкупают всех и вся, несут взятки чиновникам и преподавателям, платят мошенникам за липовый «отличный» ЕГЭ. И все ради того, чтобы попасть на этот самый вожделенный бюджет. А в итоге... все равно остаются обманутыми.