Адвокаты Ходорковского считают нынешний процесс проверкой для Дмитрия Медведева.
Фото Reuters
Зарубежные СМИ пишут сегодня о начале нового судебного процесса по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. The Washington Post приводит слова одного из адвокатов бывшего главы ЮКОСа Роберта Амстердама, который называет процесс «Кафкой на стероидах». По словам Амстердама, нынешний суд над Ходорковским и Лебедевым – своего рода проверка для президента России Дмитрия Медведева, который неоднократно высказывался за борьбу с «правовым нигилизмом». Газета также цитирует политолога Дмитрия Орешкина. Он полагает, что суд – демонстрация власти со стороны могущественной группы силовиков, объединенных вокруг фигуры вице-премьера Игоря Сечина. Ходорковский, пишет The Washington Post, считает, что именно Сечин организовал его преследование, после чего поглотил «империю ЮКОС».
The Los Angeles Times, в свою очередь, цитирует депутата-единоросса Сергея Маркова, который считает, что в настоящее время Ходорковский не представляет для власти никакой опасности. «Политической целью Ходорковского была власть, - говорит Марков. – Даже если он вернется в политику, он не создаст проблем без больших денег. Прежде проблемой было как раз то, что денег у Ходорковского было очень, очень много». Также американская газета пишет о петиции на имя следственного комитета, поданной адвокатами Ходорковского и Лебедева. Адвокаты, сообщает The Los Angeles Times, считают, что следствие находится под контролем премьера Владимира Путина. Власть, считают юристы, хочет «изъять собственность Ходорковского и Лебедева, лишить их возможности вернуться, заставить их замолчать».
Московский корреспондент британской газеты The Independent Шон Уокер также считает, что за «делом Ходорковского и Лебедева» стоят ключевые фигуры в правительстве РФ. По мнению Уокера, они хотят обезопасить себя от возвращения Ходорковского в сложной финансово-экономической ситуации, чреватой трениями внутри политической элиты. The Independent также приводит слова матери экс-главы ЮКОСа Марины Ходорковской. Она склонна думать, что до ареста и тюрьмы ее сын не был политической фигурой и старался сосредоточиться на бизнесе. «Политической фигурой его сделали обстоятельства и общественное мнение», - говорит Марина Ходорковская.
Газета The Financial Times приводит мнение аналитика московского Центра Карнеги Марии Липман. Она полагает, что суд над Ходорковским и Лебедевым – «дилемма» для Медведева. «Если он позволит, чтобы процесс развивался так же, как и предыдущей, все его слова о «правовом нигилизме» можно будет считать лицемерием», - утверждает Липман. Впрочем, по ее мнению, Медведев едва ли пойдет на компромисс в этом деле, поскольку такого рода «поворот» будет означать разрыв с Путиным.
Корреспондент газеты The Daily Telegraph в Москве Эдриан Бломфилд пишет, что нынешний процесс едва ли привлечет повышенное внимание мировой общественности, сопоставимое с процессом 2005 года, когда «инвесторы в панике начали вывозить деньги из России». Бломфилд отмечает, что инвесторы и без того успели разочароваться в российской демократии и перестают вкладывать деньги в падающую российскую экономику в период кризиса. Тем не менее, пишет корреспондент The Daily Telegraph, западные дипломаты будут внимательно следить за судом, стремясь обнаружить в ходе процесса следы противоречий между кремлевскими экономическими прагматиками и «ястребами» из числа бывших офицеров КГБ во главе с Игорем Сечиным.