Каждый из лидеров оппозиции считает принятие закона исключительно своей заслугой.
Фото ИТАР-ТАСС
Президент Дмитрий Медведев сдержал слово, данное лидерам парламентских партий на недавней встрече в загородной резиденции Барвиха. Он обещал до конца февраля внести в Госдуму законопроект о равном доступе к электронным СМИ всех думских фракций. Документ поступил в Госдуму в минувшую пятницу. Главная сенсация президентской инициативы: думцам больше не придется ютиться в рамках отведенного им «Парламентского часа». Более того, эта программа скорее всего прекратит существование.
Президентский законопроект был доставлен в здание на Охотном Ряду, едва на нем успели просохнуть чернила, которыми глава государства поставил резолюцию под документом. Думцы встретили законотворческую инициативу Дмитрия Медведева небывалым всплеском восторга.
Лидеры оппозиционных парламентских фракций КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России»: Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Николай Левичев тут же принялись бурно спорить – кто приложил к появлению законопроекта больше усилий.
Появление этого законопроекта завершило процесс разработки и внесения в Госдуму десяти законодательных инициатив президента, предложенных им в Послании Федеральному собранию. Суть документа в том, что он уравнивает в правах все четыре парламентские партии, независимо от того, какой процент они набрали на выборах. Компартия, эсэры и ЛДПР смогут использовать столько же времени в эфире ВГТРК – точнее, входящих в холдинг компаний: государственного телеканала «Россия» и ее региональных филиалов, «Вести 24», радиостанций «Маяк» и «Россия», сколько способна израсходовать ЕР. Эта привилегия будет распространяться и на малые партии, которые получат 1-2 мандата, если наберут от 5 до 7% на выборах.
ВГТРК должна будет заниматься самоконтролем в предоставлении эфира парламентским партиям. Но для того, чтобы придать процессу объективность, на базе Центризбиркома будет создана рабочая группа, чтобы разбирать информационные споры в случае диспропорций в распределении эфирного времени. В нее войдут по два представителя от всех четырех парламентских партий, члены Общественной палаты и руководство Агентства по печати и массовым коммуникациям. Одновременно на ЦИК возложат ответственность за мониторинг освещения в СМИ деятельности партий. Для этого ведомство сможет привлекать структуры, профессионально занимающиеся мониторингом, – посредством тендера. Итоги мониторинга будут подводиться в конце каждого месяца. Если партию обойдут вниманием, телеканалу или радиостанции предпишут возместить упущенные возможности в следующем месяце.
В основе мониторинга следующие критерии: количество материалов о деятельности партий, их продолжительность и наличие прямой речи. К освещению партийной жизни, к примеру, приравняют встречи руководящего звена «Единой России» с председателем партии Владимиром Путиным, даже несмотря на то, что их можно будет трактовать как общение премьера с депутатами Госдумы. Правда, не совсем понятно, смогут ли лидеры думской оппозиции претендовать на то, чтобы выступать на прямых линиях с народом, которые раз в год по сложившейся традиции проводит премьер Путин. «Если Путин выступает как лидер ЕР и в программе используются титры, эмблема, то претендовать на проведение такого мероприятия могут и лидеры других партий. Если же он выступает как премьер, то под действие закона это мероприятие не подпадает», – разъяснил «НГ» источник, близкий к Кремлю.
Важная деталь: законопроект не запрещает журналистам делать критические репортажи о деятельности партий. Документ предоставляет право рассказывать о партийной жизни не только федеральным лидерам, но и секретарям региональных ячеек, а также спикерам областных заксов. Эта норма придется весьма кстати малым партиям, которые будут иметь в Думе одного-двух депутатов.
Еще одна новация: в президентском законопроекте предусматривается отмена всех ранее действовавших положений об освещении в СМИ деятельности партий. То есть законопроект фактически освобождает телеканал «Россия» от необходимости производить программу «Парламентский час», которая, по правде говоря, никогда и не пользовалась особым интересом у телезрителей. Рейтинг у нее был минимальный. В «Парламентском часе» действовал квотный принцип распределения эфирного времени. Оно делилось согласно процентам, полученным партиями на выборах. Немудрено, что большая часть эфирного времени доставалась в программе «Единой России», оппозиционные фракции должны были укладываться в пару минут.